|
Материалы

Проектирование системы качества образования на основе интегрированной концепции Lean Six Sigma


Повышения качества российского образования, является обязательным условием устойчивого развития человечества и России в ХХI веке.

Любая организация, в том числе и ВУЗ, должна проводить анализ своей деятельности, по критериям, отражающим современные подходы к управлению на основе постоянного совершенствования деятельности. Многие ВУЗы начали работу по изучению международных стандартов и созданию систем качества, что соответственно дает свои положительные результаты.

Для того, что бы успешно работать в нарастающем дефиците потребителей образовательных услуг ВУЗ должен обладать определенно высоким уровнем конкурентоспособности. Поэтому главной задачей является подготовка конкурентоспособного специалиста. Для успешного осуществления поставленной задачи необходимо правильно подобрать методы, с помощью которых и будет реализовано решение.

В связи с бурным развитием научных разработок возрастает необходимость отбора и внедрения новых программ и методик в систему образования. Однако внедрение любой методологии возможно лишь тогда, когда происходит непрерывный процесс формирования культуры качества у преподавателей, сотрудников и студентов. Политика качества должна прослеживаться по всему ВУЗу в целом, а так же поддерживаться в первую очередь руководством, иначе все действия будут безрезультатны. Успешные действия одного или группы подразделений не смогут изменить ситуацию в целом.

Концепция Lean Six Sigma создана на основе двух концепций [«Бережливое производство» (Lean manufacturing), сфокусированной на устранение потерь и непроизводительных затрат; и «Шесть сигм» (Six Sigma), нацеленной на снижение вариабельности процессов и стабилизацию характеристик продукции] позволяет оценить деятельность ВУЗа, а так же улучшить качество проводимых Вузом программ, снизив при этом временные и материальные затраты. Существует несколько основных принципов, сопутствующих успеху, как в применении простых статистических методов, так и при реализации концепции Lean Six Sigma

·              заинтересованность руководства;

·              выделение ресурсов;

·              опыт успешных проектов.

Основным элементом, одной из составляющих концепций (а именно Six Sigma) является – «фокус на потребителя». Первостепенно важно уяснить, что потребитель считает наиболее важным, насколько полную информацию имеет потребитель о реализуемой услуге, каковы показатели, характеризующие услугу, однако здесь присутствует обратная связь. ВУЗ должен на основании полученных данных определить требования к услуге, согласовать требования с потребителем, а далее обеспечивать согласованность требований.

В соответствие со стандартами ИСО 9000 управление осуществляется через целевые программы и проекты (вся деятельность Вуза рассматривается в рамках проектов). При исполнении проектов рекомендуется использовать цикл DMAIC(Define – определить, Measure – измерить, Analyze – проанализировать, Improve – улучшить, Control – проконтролировать). В каждом этапе цикла используется определенный набор измеряемых показателей (метрик), определенный набор методов и инструментов реализации совершенствования. Но для того, что бы начать проекты по улучшению не обязательно знать весь набор инструментов и метрик (действует принцип 20/80). Однако проект должен быть обоснован с точки зрения наибольшей экономической целесообразности, после необходимо добиться повышения скорости функционирования процесса, с помощью анализа проекта на стадии разработки, это дает возможность внести своевременно необходимые изменения.

1 2
Общее время работы: 11.974096298218 мс
Использование памяти: 659 КБ