Материалы

Влияние нравственного воспитания на формирование нравственной позиции будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения


ü            познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) – 61%.

Из всех перечисленных ценностных ориентаций, являющихся наиболее соответствующих профессии «педагог», испытуемые выбрали только «познание», но и при этом поставили его на третье место, что свидетельствует о необходимости проведения специальной работы , направленной на формирование компонентов нравственной позиции.

В результате исследования уровня сформированности эмпатии было выявлено: 25% студентов с низким уровнем эмпатии; 55% со средним уровнем; и 20% с высоким уровнем.

Анализ проведенной диагностики студентов Белгородского государственного университета привел к необходимости проведения специально организованной работы по формированию профессионально – нравственной позиции будущих воспитателей ДОУ.

В ходе формирования нравственной позиции использовались: беседа, проблемные ситуации, занятия – тренинги, дискуссии.

Стремясь помочь студентам выработать готовность ставить интересы других людей выше своих собственных, мы использовали рассмотрение проблемных ситуаций, носящие нравственный характер.

Также с целью повышения уровня сформированности некоторых нравственных качеств личности (эмпатия, рефлексия, альтруизм) был проведен психолого-педагогический тренинг. Тренинг состоит из десяти встреч: «Знакомство», «Нравственность», «Что такое эмпатия», «Эмпатия», «Альтруизм», «Рефлексия», «Смысл жизни и призвание педагога», «Самораскрытие», «Принятие себя», «Образ Я».

Для стимулирования активности в формировании нравственной позиции была использована дискуссия. Ситуации с нравственным характером привлекали внимание студентов к разным точкам зрения, побуждали к осмыслению различных позиций. Эти ситуации были созданы из недискуссионных на первый взгляд вопросов, студентам предлагалось высказать свои суждения, обосновать свою точку зрения.

Для выявления результативности проведенной нами программы по формированию нравственной позиции, были повторно проведены диагностики, направленные на выявление уровня сформированности некоторых компонентов нравственной позиции, используемые ранее.

При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что значимые ценностные ориентации остались неизменными в данной исследуемой группе, не смотря на то, что его реализованность в жизни вырос на 2%.

ü                              здоровье (физическое и психическое) – 74%;

ü                              счастливая семейная жизнь – 70%;

ü                              Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуре, интеллектуальное развитие) – 63%.

В результате повторного исследования эмпатии было выявлено: 15% студентов с низким уровнем эмпатии; 62% со средним уровнем; и 23% с высоким уровнем.

При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 10%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким уровнем на 3 %. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 9 % испытуемых бывших с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 1% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 2% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

1 2 3 4
Общее время работы: 8.8529586791992 мс
Использование памяти: 659 КБ