|
Материалы

Влияние нравственного воспитания на формирование нравственной позиции будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения


 

В настоящее время уровень нравственного и духовного развития современного человечества значительно снизился, что негативно сказывается на нравственной позиции личности.

Эта позиция начинает складываться в дошкольном возрасте и является фундаментом для последующих возрастных ступеней

Актуальной задачей науки и практики является обеспечение дошкольного образования кадрами нового поколения педагогов, представляющих российскую культуру на высоком уровне духовности и нравственности. Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого – «мощный фактор развития личности ребенка» (В.А.Петровский). Освоение ребенком нравственных норм и правил осуществляется через педагога-воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.

Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных нравственных норм и правил. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового знания. Назначение ее состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования нравственной позиции, а также в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему нравственных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию».

В последние годы педагогическая наука изобиловала теоретическими изысканиями в этой сфере, попытками построения разнообразных концепций воспитания. Примерами могут служить работы таких ученых как: Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, О.С. Газман, И.П. Иванов, И.А. Колесникова, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. Сходные процессы наблюдаются и в зарубежной гуманистической психологии и педагогике (А. Адлер, А.Г. Маслоу, Э. Фромм , Э. Эриксон, и др.).

Теоретико-методические основы формирования личности педагога в системе педагогического образования раскрывается в исследованиях О.А. Абдулиной, С.И. Архангельского, З.И. Васильевой, Г.Н. Волкова, В.С. Ильина, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др.

Историко-педагогический анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромный массив научной информации, в образовательном процессе ВУЗа и ССУЗа задача формирования нравственной позиции решается недостаточно.

Нравственную позицию можно определить как оценку, относящуюся к нормам общественного поведения и их соблюдение, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков.

Нравственная позиция будущего специалиста дошкольной системы образования формируется в процессе нравственного воспитания и самовоспитания, организованных на первой ступени профессионального образования. От того, как организован процесс воспитания и самовоспитания зависит сформированность всех компонентов нравственной позиции.

Нравственная позиция включает в себя: рефлексию как осмысление своей профессиональной деятельности, профессионально-нравственное сознание как осознание норм своего поведения, альтруизм как готовность жертвования своими личными интересами для блага детей, эмпатию как понимание и чувствовании в переживании, эмоции, психические состояния другого человека, духовность как высшие стороны внутреннего мира, ценностные ориентации как отношение к совокупности материальных и духовных идеалов. Высокий уровень развития всех ведущих факторов определяют сформированность достаточно устойчивой профессионально - нравственной позиции.

Целевая установка воспитательного процесса должна состоять в том, чтобы каждого будущего педагога – воспитателя сделать субъектом человечности, воплощением нравственного идеала. Данная целевая установка обусловлена огромной ответственностью, которая лежит на профессии воспитателя. В условиях, когда положительные нравственные проявления личности потеряли свою прежнюю привлекательность и ценность в обществе, воспитателю, как и во все времена, важно быть не просто нравственным, а высоконравственным. Оставаться в любых жизненных обстоятельствах принципиальным, ответственным за результат своего труда, свои слова и поступки под силу воспитателю с достаточно высокой степенью сформированности нравственной позиции.

1 2 3 4
Общее время работы: 31.008958816528 мс
Использование памяти: 659 КБ