Материалы

Витраж в архитектуре


Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Технологии изготовления произведений из цветного стекла мало изменились за всю историю своего существования. Каждая эпоха диктовала лишь рисунок, оттенки и места применения подобных украшений.

Техники «Классика», «Тиффани», «латунь» применяют при выполнении наборного паяного витража. Классический свинцовый профиль позволяет объединить достаточно крупные куски стекла геометрических размеров. Технику «Тиффани» применяют для более детализированных рисунков, собираемых из маленьких цветных фрагментов, соединяемых по прихотливо изогнутым линиям. Прочную, но менее гибкую и эластичную латунь применяют для соединения профиля когда линии витражного рисунка прямые или изогнутые по большим радиусам. Процесс создания витража состоит из следующих этапов. После работы художника над маленьким эскизом будущего витража создают рисунок на картоне в натуральную величину, учитывая все размеры и цвета стекол. С картона снимают кальку и делают шаблоны пятен. Прозрачные стекла нарезают, подкладывая кальку, а непрозрачные (темные или матовые) по шаблонам. После проверки правильности всех соединений на световом столе торцы стекол оборачивают липкой лентой, медной или свинцовой. Затем витраж собирают на «кондукторе» — листе фанеры или ДСП, размеры которого равны размеру картона, а края окаймлены рейкой в толщину стекла. На дно кондуктора кладут кальку. На ней раскладывают все кусочки стекла. Придвинув их максимально друг к другу, припаивают швы. В качестве припоя используют специальные оловянные сплавы и флюсы. Пропаяв одну сторону, витраж переворачивают и пропаивают вторично. Завершают работу обрамлением всего изделия более широкой медной, свинцовой или латунной лентой и ее облуживанием. Все линии пайки патируют. В таком виде витраж готов к монтажу.

Бесшовные витражи создают из цветного стекла без применения металлической протяжки и без спайки.

Техника травления позволяет добиваться рельефности и нежных переходов цветов. Рельеф на стекло наносят с помощью пескоструйной техники, расписывают его силикатными красками и обжигают в печи при температуре более 800 ОС. Затем витраж протравливают плавиковой кислотой.

Для интерьеров в классическом или минималистском стиле подойдет витраж выполненный методом пескоструйной обработки. Выглядит это как матовый рельеф в толще бесцветного или тонированного стекла. Рисунок наносят с помощью «пескоструйки» на стекло толщиной не менее 5 мм. Используя промытый сухой песок с различным размером зерна и закрывая попеременно разные участки стекла пленкой или мастикой, создают на стекле стилизованные или безукоризненные по рисунку растительные орнаменты, сложные фигуративные композиции, портреты, декоративные натюрморты.

В технике «фьюзинг» (от английского fusing — плавка, плавление, слияние) тоже не используют металлических перегородок. Рисунок составляют на прозрачном стекле, помещая на него несколько слоев цветных кусочков, стеклянных гранул, шихту, и помещают в печь, раскаленную до температуры 850 ОС, где слой спекаются в единое целое. В зависимости от особенностей технологии слои могут растекаться или нет, цветовые пятна смешиваются или остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Создается желаемая фактура, нужная толщина и рельеф.

В отличие от витража в технике спекания, витраж в технике «муранское стекло» или кастинг обладает силуэтом, заданным очертанием той формы, с помощью которой витраж изготавливают. Горячее стекло заливают в металлические матрицы, запекают при температуре до 1000 ОС. Затем на поверхность стекла, пока оно мягкое, наносят рельеф. В каждом случае характер рельефа оказывается неповторимым. Эта техника возникла на итальянском острове Мурано, где до сегодняшних дней жива традиция хранить секреты изготовления стекла и передавать их по наследству.

Многие витражисты, чтобы добиться оригинальных эстетических решений, сочетают несколько техник, а иногда, стекло сочетают с железом и бронзой. Связывая в единое художественное целое кованные и гнутые металлические конструкции и плоскости разноцветного стекла, специалисты создают «архитектурно-витражные» объекты.

Каждый мастер-витражист работает по собственной технологии. В декоре лестниц, окон, дверей и перегородок в последнее время используют технологию, основанную на методе конструктора. Цветное стекло (витражное или органическое) толщиной не менее 4 мм режут на фрагменты (минимальный размер 5 х 5 см). Для соединения используют формы из полистирола. В них вставляют стекло и скрепляют дихлорэтаном или толуолом.

Современные технологии позволяют создавать цветные картины на стекле, не используя трудоемкие наборную паяную перегородчатую и пескоструйную технологии, технику спекания или травления. Цвет на стекло можно нанести с помощью ярких пленок, стойких лаков, лавсановых покрытий и других материалов. Новые технологии не предполагают ни металлической протяжки, ни спайки, ни высокотемпературной обработки стекла. Полученные изделия не являются витражом в полном смысле слова. Однако их производство оказывается значительно дешевле, проще и быстрее. Стекло можно использовать не «классическое» силикатное, а акриловое или органическое. Это так называемые псевдовитражи.

 

1 2
Общее время работы: 22.146940231323 мс
Использование памяти: 660 КБ