|
Материалы

Игра всех поколений


Сегодня никто не может точно сказать, когда зародилась лапта. По некоторым данным, она была известна уже в 10 веке, хотя могла появиться и раньше.

Игры на Руси никогда не были простыми забавами, они являлись одним из средств подготовки подрастающего поколения к жизни. Лапта была игрой, имитирующей боевую оборонительную деятельность, в основе её лежала борьба за город. И не случайно древнейшие мыслители Платон и Аристотель чрезвычайно высоко оценивали педагогическое значение игры. Платон подчеркивал, что желающий стать достойным человек с ранних лет должен упражняться в играх.

В старину в случае нападения врага всё население укрывалось за городскими стенами. Лишь взяв город, можно было завладеть прилегающими к нему землями. Набеги осуществлялись кочевыми племенами, живущими на окраинах Руси. Территория их проживания и пространство между городами назывались диким полем, так как были небезопасны. Связь осуществлялась при помощи гонцов, которые в одиночку или группами пробирались через стан врага и дикое поле. Самое главное – доставить важное известие, предупредить об опасности, просить подмогу для своего города. Немного передохнув, гонец пускался в обратный путь.

Всё это, бытующее в жизни, нашло отражение в игре. И уже теперь лапта – полезная и увлекательная игра, не требующая ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально оборудованных площадок. Основу игры составляют естественные движения: бег, прыжки, броски мяча и т. д. игра в лапту способствует физическому развитию, воспитывает чувство коллективизма, сплочённости и друге ценные навыки.

Одним из основных преимуществ русской лапты является её простота. В лапту играют даже на обычных волейбольных площадках. Грунт может быть любым: от травяного до асфальтового. Для игры требуется простая площадка, теннисный мяч и бита. Исключительно проста и привычна даже для начинающих лапта в технике исполнения: удар битой по мячу, высокая скорость перебежки каждого игрока, быстрые действия с мячом, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации, взаимодействия с партнёрами в команде.

Сущность игры состоит в том, что игроки одной команды совершают как можно больше перебежек после совершённых ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде два очка. Другая команда не даёт соперникам сделать перебежки осаливанием мячом, и должна поймать больше «свечей» - при ловле «свечи» команда получает одно очко. Причём, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдёт переосаливания. Игрок, сделавший перебежку из города за линию кона может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой. Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснётся в пределах игрового поля мяч, брошенным в него любым игроком защиты. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению, или передавать мяч любому игроку из команды. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию города, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответное осаливание может продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию города.

По новым правилам летом 1958 года в Воронеже проходил первый чемпионат Российской Федерации. В нём приняли участие 9 команд различных областей России. Чемпионат послужил существенным толчком для развития народной игры в городах, областях и республиках страны. Лапта завоевала всеобщее признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 году лапту включили в Спартакиаду народов РСФСР.

Высокий эмоциональный настрой в игре возникает в результате большого разнообразия движений, остроты игровых положений, динамики спортивной борьбы, коллективного характера игровых действий, прямой зависимости игрока и команды, немедленной оценки результатов спортивной борьбы.

С большим увлечением в лапту играл известный полководец А. В. Суворов, убежденный, что качества и умения, как натиск, глазомер, быстрота, являются основой воинского искусства и необходимы при игре в лапту, в этой игре воспитываются и развиваются.

1 2
Общее время работы: 10.962009429932 мс
Использование памяти: 659 КБ