|
Материалы

Социально-психологические и гигиенические аспекты в жизни студентов


Высшим уровнем социализации является персонализация как качественно новая форма, отражающая целостный, интегральный характер личности каждого человека. Персонализация, как процесс, формирует ценностные ориентации не только в диапазоне сложившихся социальных значений, но и в рамках определенных пристрастий к тому и к другому полюсу, то есть формирует убеждения, убежденность.

На высшей стадии личность самоопределяется, выступая как более стабильная, как активный субъект жизнедеятельности, важнейшей характеристикой которого является знание им своей жизненной линии. Именно на этом уровне происходит становление социального мышления личности. Выделяются факторы, влияющие на формирование личности студента:

● социальная микросреда семьи, которая способствует формированию духовных и нравственных ценностей;

● семейное воспитание;

● совместная деятельность;

● обучение в ВУЗЕ;

● внутренние факторы самого студента.

Под воздействием всех этих факторов человек не только приобретает определенные навыки, но и усваивает социальные роли.

В нашем обществе преобладает мнение, что здоровье человека является частным делом каждого. Многие люди склонны считать, что здоровье или нездоровье предопределяют обстоятельства и совершенно не зависят от их воли. У социологов и демографов существует понятие – трудоспособное население. Формально к нему относятся мужчины с 16 до 60 лет и женщины с 16 до 55 лет. Однако с каждым годом все тревожнее становится статистика, которая свидетельствует, что значительная часть трудового населения из–за широкого распространения заболеваний фактически лишь условно является трудоспособным. Средства массовой информации бьют тревогу: отечественная медицина уже не в состоянии противостоять многим заболеваниям.

Не вдаваясь в выяснение причин этого явления, остановимся лишь на основном аспекте. Вопреки расхожему мнению, здоровье индивида не должно рассматриваться как его личное дело. С точки зрения социологии, каждый человек - неотъемлемое звено человеческого общества, и, следовательно, состояние здоровья каждого человека является уже не личной проблемой, а социальной, общественной. Отсюда вывод о том, что о здоровье населения должно заботиться общество, вовремя принимая действенные меры к его сохранению, укреплению и восстановлению. Ведь здоровье человека лишь в определенной степени зависимо от наследственности. Гораздо больше оно зависит от внешних факторов, имеющих социальную природу. Именно эти факторы и делают совершенно здорового от рождения человека с достижением определенного возраста, зачастую даже юношеского, обладателем целого “букета” заболеваний.

Влияние санитарно – гигиенической культуры на процессы сознания и поведения, мотивационно – деятельностную сферу и образ жизни человека связано с действием целой системы факторов. Факторы социального процесса делятся на внутренние и внешние, положительные и отрицательные, непосредственные и косвенные и т.д. С точки зрения рассмотрения внешних и внутренних условий, так или иначе воздействующих на процесс формирования санитарно – гигиенической культуры, мы выделяем те из них, которые наиболее активно проявляются в мировоззренческих и поведенческих установках, в их мотивации.

Эти факторы играют различную роль в формировании санитарно – гигиенической культуры. Из них можно выделить основные – непосредственно влияющие на формирование санитарно – гигиенической культуры, и промежуточные, являющиеся основой и причиной формирования основных факторов.

Формирование санитарно – гигиенической культуры происходит на уровне осознания действий индивида, направленных на получение знаний. В применении к личности гигиенические знания означают усвоенные сведения, а также суждения и представление о здоровье, формирующееся на основе этих сведений. Санитарно – гигиенические умения представляют собой способность совершать какие – либо действия, связанные с сохранением, укреплением и восстановлением здоровья, которые основаны на овладении определенными знаниями и на правильном их использовании в различных ситуациях. Гигиенические умения – компонент гигиенической культуры человека. Они формируются на протяжении жизни. Особенно важен период раннего детства, когда решающая роль в обучении принадлежит родителям.

Среди факторов, оказывающих влияние на организацию деятельности в области санитарно – гигиенической культуры, отмечают

роль общественных организаций вуза – администрации профкома, спортклуба, студсовета общежития и т.д. Однако следует отметить, что лишь менее трети контингента студентов оценивают их формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере санитарно – гигиенической деятельности.

1 2 3
Общее время работы: 104.13098335266 мс
Использование памяти: 661 КБ