|
Материалы

Социально-психологические и гигиенические аспекты в жизни студентов


К числу проблем социального управления, стоящих перед высшей школой, относится формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к своему здоровью. Учеба студентов, как и всякий труд, требует самых различных затрат ресурсов организма: это и затраты умственной энергии, и нервов, и мускулов. Как добиться того, чтобы эти затраты были наиболее рациональными, чтобы хорошие и отличные отметки не сопровождались ростом хронического утомления и снижения работоспособности? Поиски путей решения данной проблемы были посвящены многие социологические и психологические исследования. И все же до сих пор окончательных и конкретных ответов на них не найдено. Дело в том, что студенческая молодежь – особая группа населения с характерными условиями жизни, учебы, деятельность которой становится все более многообразной, нуждается в комплексном изучении состояния здоровья и разработке специальных программ и организационных мер, в которые входит не только сохранение и укрепление состояния здоровья студентов, но и воспитание у них потребности сознательного отношения к своему здоровью.

Состояние здоровья студенческой молодежи постоянно ухудшается, поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной проблемой. У большинства выявлены серьезные отклонения в здоровье, обнаружены другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации здорового образа жизни и формированию санитарно - гигиенической культуры студенческой молодежи. Эти факторы и валеологическое воспитание в целом рассматриваются в качестве одного из важных ресурсов здоровья. Понятие здоровья в идеале необходимо рассматривать, как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезней и физических дефектов. Существуют десятки концепций, основанных на различных понятиях и определениях сущности здоровья. Появляются все новые концепции и теории, но единой конструктивной системы, их объединяющей, до сих пор нет.

Катастрофическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости населения России, побуждает ученых к поиску новой стратегии на пути к здоровью человека.

Основными социальными аспектами проблемы здоровья человека являются: диалектика соотношения биологического и социального, развитие и саморазвитие и другие, раскрывающие понятие генофонда (характер и реализация его), состояние окружающей среды (природной, социальной, производственной), образ жизни в широком смысле слова (культура потребления труда, качество восстановления трудоспособности, то есть уровень материальных и культурных потребностей), формирование здорового образа жизни, культура питания, двигательной активности, межличностные отношения, борьба с вредными привычками – то, что мы вкладываем в понятие санитарно – гигиеническая культура.

Структура общественного сознания исследовалась различными учеными, среди которых следует назвать Б.А.Грушина, А.К.Уледова, Б.А.Чагина. Но в качестве аналитической модели реального общественного сознания с точки зрения решения проблем нашего исследования наиболее адекватным является подход, представленный в работах Г.А.Котельникова. Его специфика состоит в выделении социально – психологических составляющих общественного сознания, что особенно актуально в анализе процесса формирования санитарно – гигиенической культуры. Данная модель выделяет два основных уровня общественного сознания “массовый” и “специализированный” (теоретический). Каждый из этих уровней охватывает две основные сферы – соответственно сферу отражения природной действительности и социальной действительности. Массовый уровень сознания отражает природную действительность в трех основных аспектах: эмоционально – чувственного слоя, обыденного сознания и массового опыта. Социальная действительность отражается им в плане “общественной психологии”. Специализированный уровень отражает обе сферы действительности в плане научно – теоретического знания, а социальную, помимо этого, также в аспекте идеологии.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу: учитывая, что субъект социализации характеризуется такими атрибутами, как социальность, неповторимость, трансцендентность, нравственность, то прямой задачей педагогического общества является развитие этих качеств. В этом процессе акцент необходимо сделать прежде всего на активности самого человека, его родовом социальном качестве, которое может проявляться во взаимодействии с социальными общностями в различных формах – самопознании, саморазвитии, самовыражении, самоутверждении и т.д.

1 2 3
Общее время работы: 13.575077056885 мс
Использование памяти: 659 КБ