Инвестиции в человеческий потенциал
Величина человеческого потенциала требует четко различать устаревание полученных конкретных знаний и рост производственной ценности работника в течение жизни за счет накопления опыта. Это явление, принципиально отграничивающее материальные' фонды от фонда образования, можно характеризовать как "моральный износ с обратным знаком
В то время как в рыночно ориентированный исследованиях наибольшее внимание уделяется различиям между общим и специальным образованием, в исследованиях человеческого потенциала подчеркивается и прослеживается их равнозначность с точки зрения воздействия на производственную ценность работников и формирование личности.
Узел особо актуальных в наши дни экономических проблем развития образовательной сферы относится к установлению оптимального взаимодействия различных экономических укладов и механизмов внутри этой сферы и в ее внешних связях. В государственной политике необходимо сочетать бюджетные методы социального инвестирования, надежную правовую и административную защиту от разрушительного действия рыночной абсолютизации денежных целей и стимулов и широкое использование некоммерческих и семей но-индивидуальных механизмов самодвижения.
К числу принципиально новых задач принадлежит создание системы индикаторов приоритетности образования, которая органически включала бы презумпцию комплексного и долговременного характера ущерба от недоразвитости и пороков образования, а также от его нестыковки с потребностями производства, общества и людей. Белое пятно представляет теоретическое обобщение роли творческого труда, на котором построена конкурентоспособность инновационной экономики.
Чтобы осознать важность исследований человеческого потенциала и огромные масштабы этой задачи, стоит вспомнить, как долго и подробно изучалась в прошлом веке материально-вещная составляющая экономики: основные фонды и капиталовложения, их различные оценки, тенденции капиталовооруженности, "емкости" и "отдачи". Для человеческого аспекта воспроизводственных сил подобную работу сделать тем нужнее, чем больше проявляется критическая зависимость социально-экономического развития от качеств человеческого потенциала. Эта задача представляется более сложной не только ввиду необходимости учета активной и комплексной природы человеческого фактора, но также из-за неравномерности развития и конфликтности современного сочетания различных цивилизаций в глобализирующемся мире.