Решение проблемы смертности и бессмертия души Радищевым
В результате анализа первого довода в пользу бессмертия души Радищев приходит к выводу, что он лишён каких бы то ни было научных оснований и является продуктом чистой мысли и воображения человека. Доводы материализма в пользу смертности души, как подкреплённые данными чувственного опыта, ему кажутся более ясными и очевидными.
Второе доказательство, черпающее доводы в пользу бессмертия души из восходящей постепенности всех существ в природе, он хотя и не подвергает подробному разбору, однако считает наиболее вероятным. Но вместе с этим Радищев не приводит и каких-либо убедительных доводов, подкрепляющих истинность доказательства бессмертия души.
При разборе третьего доказательства бессмертия души Радищев ссылается на сновидения, во время которых тело спит, а душа бодрствует, и на случай, когда люди во время болезни не перестают мыслить и даже создавать произведения. Но, приводя эти доводы, он тут же их опровергает.
Вывод Радищева заключается в том, что мышление нельзя оторвать от материи, от мозга, что с болезнью или поражением этого последнего и мысль перестаёт быть правильной и принимает уродливые формы. Весь ход рассуждений Радищева показывает, что он склонен считать доводы в пользу бессмертия души шаткими, неубедительными, что эти доводы являются продуктом самого воображения, стихотворческим вымыслом, догадкой. Смертность души со смертью тела он признаёт за научно обоснованный факт. Однако нельзя всё же не видеть в рассуждениях Радищева о бессмертии души некоторой уступки идеализму, хотя в целом он стоит на материалистических позициях.
В своих «Заметках о Радищеве» Плеханов высказал мысль, что хотя Радищев и приводил доводы за смертность и бессмертие души одновременно, однако он, по существу, не признавал бессмертия души
Поэтому встречающиеся утверждения, что Радищев выступает как материалист только в первых двух книгах своего трактата, а в остальных двух книгах он якобы скатывается к идеализму, кажутся не совсем верными.
Если Радищев в своём трактате вначале приводит доводы за смертность души, а затем доводы за бессмертие души, то это он делает не потому, что одновременно как бы придерживался двух противоположных мнений по одному и тому же вопросу, а скорее для того, чтобы со всей убедительностью показать несостоятельность доводов в пользу бессмертия души.