Бобруйская крепость - памятник истории, градостроительства и архитектуры
На основе старой планировки была выполнена новая, более упорядоченная. Вся площадь внутри крепости была разбита регулярной сетью взаимно перпендикулярных улиц на прямоугольные кварталы в середине и трапециевидные у краёв крепости.
Кварталы фортштатов (рисунок 2) вокруг крепости также получили регулярные очертания. Разделяющие их улицы похожи на паутину: радиальные улицы направлены к крепости, дуговые обрамляют её. Все кварталы были застроены монументальными каменными зданиями. Основное строительство укреплений было закончено к 1836г. В 1840-х годах Бобруйская крепость была признана лучшей крепостью Европы.
Город начал быстро расти и развиваться в связи со строительством крепости. В 1837г. император приказал провести возле крепости Брест – Литовское шоссе (из Могилёва в Брест – Литовск). Шоссе было проведено близ укрепления “Фридрих Вильгельм”. А в 1850г. вместо наплавного моста через Березину, был построен постоянный шоссейный мост. В 1871г. через Бобруйск была проведена железная дорога, связывающая Любавы и Ромены, и построены две железнодорожные станции.
С расширением границ Российской империи на запад, Бобруйская крепость оказалась отодвинутой от линии обороны. В 1868г. – переведена из первого класса во второй, в 1886г. преобразована в крепость-склад, в 1897г. – ликвидирована.
В течение более ста лет объекты крепости приходили в упадок. Территория комплекса разъединена железной дорогой, промышленными предприятиями и частной застройкой.
Структура современного города представляет собой радиально-полукольцевую схему, наиболее четко выраженную в центральной части. Историческая зона крепости является ядром этой структуры.
Основные характеристики современного состояния рассматриваемого объекта следующие: многофункциональность, небрежное отношение к историческому наследию; хаотичная, неподчиненная единому плану планировочная структура и низкое качество окружающей застройки.
В настоящее время большая часть крепости выполняет узко специфическую функцию – военную. Сохранилось 43% построек и вся планировочная структура крепости. Тем не менее, крепость представляет собой наиболее интересный исторический объект в г.Бобруйске, который мог бы рассматриваться как будущий центр города.
Историческая и планировочная значимость крепости, центральное местоположение в структуре города позволяют рассматривать ее как наиболее привлекательную в природно-ландшафтном отношении территорию города.
Также имеет огромное значение и то, что крепость сыграла одну из главных ролей в войну 1812г., она является одним из лучших памятников военных укреплений ХΙХ в.
Таким образом, сохранившаяся планировка крепости достойна считаться памятником градостроительства середины ΧΙΧ столетия, ее постройки – памятниками промышленной и оборонной архитектуры, а весь комплекс Бобруйской крепости – памятником истории и культуры Беларуси.
| |
Рисунок 1. План Бобруйской крепости. 1811г.
| Рисунок 2. План фортштатов Бобруйской крепости. |
Рисунок 3.
Фортификационное укрепление 5-го полигона.
Литература:
- Квитницкая Е.Д. Планировка Бобруйской крепости //Архитектурное наследство, Вып. 25, 1967.
- Яковлев В.В. История крепостей. Санкт-Петербург, Полигон 1995г. С.103 – 105.
- Ненадавец А.М. Крепость на Березине. – Мн.: Полымя, 1993. – 71с.