Материалы

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия


Динамически характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности один из основных побуждающих моментов, который отражает и в стратегических, и в оперативных решениях. Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным, устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед, постоянные инновации во всех сверх деятельности. Эффективное использование конкурентных преимуществ возможно только при условии согласования с общей стратегией предприятия. Кроме того, становление любого конкретного преимущества требует определенных затрат, поэтому мероприятия по повышению конкурентоспособности должны быть учтены в планах всех уровней.

Маркетинговый подход к определению конкурентоспособности предложения предприятия предполагает, что предложение конкурентоспособно, если оно имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительских характеристик, лучших, чем у товаров - аналогов (при этом данные характеристики признаются потребителями наиболее значимыми). Потребители заинтересованы не в абсолютно лучшем по всем характеристикам продукте, а в том, который удачно сочетает качество, наиболее востребованные на данном сегменте рынка, и часто готовы поступиться отдельными характеристиками продукта ради улучшения других.

Основной подход к определению конкурентоспособности предложения предприятия предполагает, что предложение конкурентоспособно, если оно имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительских характеристик, лучших, чем у товаров - аналогов (при этом данные характеристики признаются потребителями наиболее значимыми). Так как конкурентоспособность – комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его преимущество по сравнению с аналогичными товарами – конкурентами, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что оценка уровня конкурентоспособности предприятия, обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем в соответствии с их непосредственной значимостью для удовлетворения потребностей. Вместе с тем, не менее важна оценка потенциальной и расчетной конкурентоспособности. Именно потенциальная конкурентоспособность является основой формирования ценовой политики.

Для оценки предложения продукта целесообразно, прежде всего, выявить перечень характеристик, определяющих его значимость для потребителя целевого сегмента. Необходимо установить, для каждого предназначен товар, когда и в каких ситуациях товар используется, насколько велико количество потенциальных потребителей и какие характеристики их интересуют в первую очередь. Эти вопросы обычно решаются в ходе процедуры сегментирования рынка и выбора стратегии позиционирования предприятия. Выявляемые характеристики принципиально не зависят от возможностей только одного отдельного производителя. Они являются отраслевыми и определяются текущими возможностями всей отрасли и, возможно, некоторые влиянием смежных отраслей. Кроме того, значимость указанных характеристик в большинство случаев определяется их субъективным восприятием потребителем. Поэтому весьма важным является описание характеристик конкурентоспособности в терминах, которые отражают эту значимость для целевого потребителя, причем как на стадии выбора товара, так и в процессе пользования. Перечень характеристик позволяет сформировать систему требований, предъявляемых целевыми покупателями к качеству предложения рассматриваемого продукта. Такая система требований является основной для сравнительной оценки предложений различных предприятий.

Необходимость оценки и повышения конкурентоспособности предприятия по той или иной её составляющей зависит, прежде всего, от масштаба и характера решаемой проблемы, а также от уровня управления. Так, оценка и постоянная работа по повышению конкурентоспособности являются частью должностных обязанностей начальников отделов сбыта, и маркетинга, менеджеров.

В результате можно сделать вывод: в основном оценка уровня конкурентоспособности предприятия зависит от уровня конкурентоспособности товара, а так же рост конкурентоспособности предприятия является основным фактором стабильного развития экономики, что способствует процветанию страны, поэтому оценке конкурентоспособности предприятия нужно уделять пристальное внимание.

Список литературы:

1.       Багиева Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Изд - во «Экономика»», 2001. - 718с.

2.        Грузинов В.П, Грибов В.Д. Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 1997.

3.        Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунеина. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 614 с.

 

1 2
Общее время работы: 10.488986968994 мс
Использование памяти: 660 КБ