Обзор систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог
Низкий уровень развития сети автомобильных дорог России является существенным сдерживающим фактором роста рыночной экономики, при котором автомобильный транспорт играет доминирующую роль.
В настоящее время проектирование автомобильных дорог выполняется с широким применением автоматизированных процедур, начиная от сбора и обработки геодезической информации и заканчивая подготовкой чертежей и сметных расчетов. Сейчас, в основном, проектирование автомобильных дорог выполняется автоматизировано, то есть с помощью САПР-систем автоматизированного проектирования (CAD-Computer Aided Design).
Сейчас в фонде программных средств Госстроя РФ зарегистрировано несколько сертифицированных САПР автомобильных дорог.
САПР CAD CREDO
Именно благодаря этой системе во многих дорожных проектных организациях начался процесс комплексной автоматизации работ. А многие расчетные схемы и алгоритмы системы CREDO и сегодня оцениваются как новаторские и взяты на вооружение другими разработчиками программных средств.
В состав системы CREDO 3-го поколения вошли 4 подсистемы:
- топоплан;
- линейные изыскания;
- генеральный план;
- дороги,
и ряд пакетов прикладных программ (проектирование индивидуальных знаков, расчет нежесткой дорожной одежды и др.)
САПР АД Robur
Реализованный на единой методологической системе, Robur обеспечивает решение комплекса дорожных задач от обработки материалов изысканий до выноса проекта в натуру.
Robur имеет три рабочих окна:
- План;
- Профиль;
- Поперечник.
Это позволяет вести проектирование трассы как пространственного объекта. Данные в окнах взаимосвязаны, редактирование в одном из них приводит к модификации данных в других окнах.
Черные продольный и поперечные профили могут быть созданы по цифровой модели рельефа и введены в табличной форме или импортированы из текстовых файлов. Robur позволяет автоматически создавать продольный профиль по руководящей отметке и шагу проектирования.
В базовый комплект Robur включены следующие шаблоны:
- для загородных дорог без разделительной полосы;
- для загородных дорог с разделительной полосой;
- для городских дорог с односкатным профилем;
- для городских дорог с двускатным профилем.
САПР АД GIP
GIP- комплекс специализированных программ, с помощью которых можно производить основную часть работы по проектированию автомобильных дорог. Система работает с трехмерными структурами данных. Плоское изображение на экране является лишь проекцией линий, образующих трехмерные поверхности или сечения этих поверхностей плоскостями.
Программы комплекса объединены в блоки, каждый из которых решает одну из основных задач проектирования автомобильных дорог:
1) менеджер проектов;
2) редактор исходных данных;
3) редактор поверхностей;
4) редактор плана трассы;