|
Материалы

Традиции оздоровительной культуры украинских женщин


Афинская система воспитания существенно отличалась от спартанской. Упоминания о физическом воспитании афинских женщин практически отсутствуют. Это дает основание предполагать, что физическая активность женщин в Афинах не поощрялась.

Известно, что несколько позже гармоничное воспитание стало нормой не только в Афинах, но и во многих других городах, где жили свободные эллины. Дальнейшее развитие афинской системы воспитания, которая была одной из лучших, видимо, не предусматривало занятий спортом женщин. Имеются данные о том, что они были отстранены от занятий физическими упражнениями. Женщинам под страхом смерти было запрещено появляться на стадионах, где проходили соревнования мужчин, даже в качестве болельщиков. Однако эти запреты и ограничения полностью компенсировались на праздниках в честь богини Геры – жены верховного бога Зевса. Эти праздники, как и Олимпийские игры, проводились один раз в четыре года. Девушки соревновались преимущественно в беге. Это были своеобразные женские олимпийские игры, напоминающие чем-то современные женские чемпионаты по легкой атлетике.

Из трудов древнегреческого мыслителя Платона стало известно, какое место в его идеальном государстве отводилось женщинам. По его мнению, девушки должны были обучаться верховой езде и искусству владения оружием подобно женщинам «сарлатов». Он считал, что презирать женщину – значит не использовать половину сил государства.

Взгляды народов западной цивилизации, к которой относится и Украина на здоровье, тело и его тренировку менялось.

Культура славянских племен до образования древнерусского государства в VI – X в.в. н.э. известна мало. За тысячелетия в генотипе современных украинцев также селекционированы глубокие устойчивые признаки восточных и степных народов. Военным делом у сарматов занимались не только мужчины, но и женщины. По описанию Геродота, женщины сарматов скакали верхом на охоту, ходили на войну, носили мужскую одежду. Ни одна из девушек не выходила замуж до тех пор, пока не убьет хотя бы одного врага.

На протяжении долгих веков и даже тысячелетий нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции и произведения искусства западно-европейской культуры формировались под сильным воздействием христианской церкви.

В семейных отношениях старого украинского быта было много здоровых задатков. Позднейшее влияние христианства, с одной стороны, содействовало упорядочению и некоторой идеализации этих отношений, но с другой стороны, аскетическое недоверие и презрение к женщине действовали совершенно в обратном направлении и вели семейные отношения не вперед, а назад.

Религия как автономная система тесно связана с этнокультурной традицией, опирается на традицию, влияет на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории. Поэтому и ответственность за образ жизни человека, уровень его личной культуры и культуры той или иной цивилизации также во многом лежит на религии.

На христианскую аксиологию накладывает глубокий отпечаток религиозно-философское обоснование приоритета духа перед телом.

На протяжении веков с телесностью христианство связывает представление о зле – зле вселенском и зле в человеке, а с «духом» - представление о добре. Христианство объявляло греховными многие естественные потребности и существенные интересы жизни человека, а добродетельными – многие влечения и пристрастия, бесполезные, а иногда и вредные для человека и его блага и теперь. На протяжении веков под греховной «плотью» христианство подразумевало тело человека и его органические потребности. Презирая людское тело, возвеличенное греко-латинской культурой, церковники восставали против элементарных принципов физической активности.

Не удивительно, что в середине той эпохи (1130 г.) публичные игры были запрещены церковью. При существующей в то время зависимости женщин не могло быть и речи о предусмотренных для нее спортивных занятиях. Только в эпоху Возрождения занятия женщин физическими упражнениями стали носить достаточно постоянный характер. В это время появилось много различных игр, забав, в которых они также участвовали. Веками считалось, что продолжительные посты, длительные молитвенные бдения, затворничество и другие подобные жестокие способы «умерщвления плоти» оценивались как признак «избранности» Богом и святости. Больной, калека, психически ненормальный человек считались наиболее угодными Богу людьми. И напротив, все то, что украшало жизнь – красивая одежда и вкусная пища, половая жизнь, здоровье и красота тела – объявлялось грехом тщеславия, грехом чревоугодия, грехом любострастия.

Период XV – начало XVII в.в. н.э. характеризуется двумя направлениями развития физической культуры женщин. С одной стороны, это аристократические игры (охота, верховая езда), а с другой, более популярные «виды спорта» (игра в мяч и купание в реке). В летописях сохранились сведения о достижениях некоторых физически сильных женщин в специфических провинциальных и сельских играх разных народов, где они успешно соревновались с мужчинами (Креф А.Ф., Каню Н.Ф., 1986). В середине XVI в.в. н.э. было сломлено столетнее сопротивление церкви во многих областях человеческой деятельности. Появляется целый ряд работ, посвященных вопросам физического воспитания женщин.

1 2 3
Общее время работы: 33.03599357605 мс
Использование памяти: 661 КБ