|
Материалы

Влияние бега с низкой и умеренной скоростью на общую физическую работоспособность первокурсниц


Проблема совершенствования выносливости является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья молодежи. Под выносливостью понимают способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. При развитии выносливости надо ориентироваться всегда на специфически соревновательные требования избранного вида спорта. В современной практики физического воспитания [2,5] выделяют несколько типов выносливости, таких как: стайерская, миттельштреккерская, пост-спринтерская, силовая, скоростная, общая и другие. Подробно остановимся на одном из наиболее изученных и значимых для практики физического воспитания типов – общая выносливость.

Ряд авторов связывает сущность общей выносливости с возможностями её переноса с неспецифических видов деятельности на специфические [2,4]. В основных учебниках – по теории физической культуры и теории спорта – общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности.

Общая выносливость приобретается посредством почти всех физических упражнений, включаемых в круглогодичную тренировку. Наилучшими средствами для приобретения общей выносливости служат длительный бег с относительно невысокой интенсивностью. Для приобретения общей выносливости большое значение имеют не столько процессы, происходящие в организме после работы, сколько во время неё. Именно при выполнении упражнений совершенствуются те нервные процессы в коре головного мозга, которые координируют функции органов и систем, образуют динамический стереотип, определяют данную деятельность спортсмена. Во время такой длительной работы в значительной мере улучшается также работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. [1,3]

Основной целью тестирования проводимого нами в начале и в конце эксперимента, было определение уровня развития общей выносливости, а также величины сдвигов их показателей у испытуемых. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: всестороннее развитие организма; повышение уровня функциональных возможностей и экономизации деятельности, прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной системы; повышение уровня аэробно-анаэробной направленности; улучшить показатели в беге на 2000 м. в соревновательной деятельности.

С учетом вышеизложенного нами была предпринята попытка внедрения комплекса развития общей выносливости в учебный процесс, с целью выявления ее эффективности. На базе БГТУ им. В.Г. Шухова было проведено исследования, основой которого служил педагогический эксперимент. Структура данного эксперимента включала три этапа: предварительный, основной и заключительный. На предварительном этапе эксперимента разрабатывался комплекс, формировались контрольная и экспериментальная группы, были отобраны 20 студенток первого курса ИЭиМ. На основном этапе эксперимента осуществлялось выявление уровня развития общей выносливости посредством тестирования. Нами были проведены контрольные забеги в контрольной и экспериментальной группах на 2000 м., которые включены в учебную программу. Кроме этого была применена проба Руфье для определения реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Наряду с этим велся оперативный контроль за изменением ЧСС в покое на протяжении всего исследования.

Перед началом эксперимента с участниками обеих групп было проведено тестирование по трем основным видам. Результаты выявили, что средний показатель в беге на 2000 м. в экспериментальной и контрольной группах приблизительно одинаковы 11,05 с. и 11,07 с. соответственно. Средний показатель ЧСС в группах одинаковый 86 уд/мин. Анализируя показатели функциональной пробы Руфье мы выявили, что результаты в обоих группах примерно одинаковые, в контрольной составил 16,4 в экспериментальной 16,8. Таким образом, на начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по всем показателям статистически не отличались.

1 2 3
Общее время работы: 16.436100006104 мс
Использование памяти: 659 КБ