Современный менеджмент в системе высшего образования
Постоянное улучшение. Для постоянного обеспечения удовлетворения запросов потребителей должен эффективно реализовываться принцип непрерывного улучшения функционирования СМК университета. Руководство учебного заведения должно возглавить и организовать всю работу по постоянному повышению качества результатов интеллектуального труда коллектива вуза, взять на себя ответственность в борьбе за качество.
Принятие решений, основанное на фактах. Все принимаемые решения должны основываться на фактах, а не только на интуиции или личном опыте специалиста, принимаемого решения. Для реализации этого принципа часто пользуются статистическими методами. Объектами статистики в вузе могут быть: успеваемость студентов, число студентов, участвующих в научной деятельности вуза, число выпускников, работающих по специальности и др.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Если в качестве поставщиков рассматривать школы и средние специальные учебные заведения, выпускники которых решают получить высшее образование, то в соответствии с данным принципом, необходимо сопоставить требования, предъявляемые вузом к абитуриентам с учебными программами в средних учебных заведениях по всей стране. Также вузам необходимо активно взаимодействовать со школой по выявлению талантливой молодежи посредством проведения различных конкурсов, предметных олимпиад.
Внедрение СМК в высших учебных заведениях в соответствии с описанными выше восемью принципами позволит повысить качество оказываемых образовательных услуг, повысит конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда как внутри страны, так и вне ее. И, по нашему мнению, в конечном итоге при содействии правительства РФ эти меры приведут к значительному сокращению проблем, существующих в высшей школе.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”.
2. Менеджмент качества в вузе/ Под ред. Ю.П. Полохова, А,И. Чучалина. – М.: Логос, 2005. – 206с.