Материалы

Современный менеджмент в системе высшего образования


Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В последние годы существенно увеличилось количество людей, имеющих высшее образование. Однако только небольшой процент выпускников высших учебных заведений находят работу по специальности. Существует ряд причин, объясняющих сложившуюся ситуацию: это желание студентов получить диплом, а не знания в высшей школе, отсутствие стремления выпускников работать по выбранной ими специальности, нежелание руководителей предприятий принимать на работу вчерашних студентов без опыта работы.

Возможно, справиться с накопившимися проблемами поможет создание систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000:2000. Многие вузы в России, в том числе и БГТУ им. В.Г. Шухова, приступили к разработке и внедрению СМК.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2001 были определены восемь принципов менеджмента качества, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками [1]. Рассмотрим каждый принцип подробнее.

Ориентация на потребителя. Основная деятельность вуза связана с предоставлением образовательных услуг. Университет должен ориентироваться на удовлетворение требований своих клиентов-потребителей. Но потребителями образовательных услуг выступают не только лица, получающие высшее образование, но и те предприятия и организации (назовем их внешними потребителями), на которых выпускники будут работать. Таким образом, удовлетворение требований внешних потребителей является первоочередной задачей вуза. Ведь, если предприятия охотно принимают на работу выпускников конкретного вуза, значит, качество образовательных услуг удовлетворяет их требованиям, следовательно, будет повышаться количество желающих получить образование в данном учебном заведении. В этой связи очень полезно сотрудничество вуза с внешними потребителями (определении учебной программы в соответствии с нуждами предприятия или организации).

Лидерство руководителя. Первые руководители учебного заведения должны четко понимать необходимость внедрения СМК, добиваться единства целей и направлений развития СМК образовательных услуг университета и скоординировать всю деятельность вузов, направленную на повышение качества образовательных услуг.

Вовлечение работников. Основная деятельность высшего учебного заведения – обучение студентов. Основные участники процесса передачи знаний будущему поколению – преподаватели вуза. Каждый из них обладает различными знаниями, опытом работы, квалификацией, навыками обучения студентов, своими методиками подачи материала и методами контроля его усвоения. Необходимо проводить такой менеджмент персонала, который бы предоставлял возможность непрерывного обмена опытом между кафедрами, чтобы любой преподаватель мог высказать свое мнение по любому вопросу, затрагивающему учебную деятельность с целью ее совершенствования. Для реализации этого принципа, в первую очередь, необходимо создать в вузе атмосферу взаимного доверия и уважения между подчиненными и руководителями, что является необходимым условием успешной работы организации. Не маловажным аспектом является мотивация работников к участию в улучшении деятельности учебного процесса. При этом предпочтение, согласно принципам TQM, должно отдаваться нематериальному стимулированию работников, хотя не исключается возможность и материальной заинтересованности. Сбор информации по данному вопросу может быть осуществлен с помощью анкетирования преподавателей, участия их в различных межкафедральных семинарах и т.п.

Процессный подход. Представление всей деятельности организации как совокупности процессов – основной смысл создания СМК на основе стандартов ИСО серии 9000:2000. Ключевые процессы в вузе: на­учные исследования, образовательная деятельность, подготовка специалистов высшей квалификации и другие. В них участвуют различные факультеты, кафедры, другие струк­турные подразделения, выполняющие разные функции. Поэтому при разработке СМК очень важно со всей определенностью ответить на вопросы: Что за про­цесс? Какова его цель? Что является конечным продуктом? Кто “владелец” процесса? Кто уча­ствует в выполнении? Кто оценивает результат?

Системный подход к менеджменту. Выделив процессы, необходимо их четко понимать, осуществлять руководство и управление ими как единой системой с целью повышения результативности и эффективности деятельности учебного заведения при достижении его стратегических целей. Очень важно ликвидировать разобщенность структурных подраз­делений вуза, связав между собой все процессы [2].

1 2
Общее время работы: 14.518976211548 мс
Использование памяти: 661 КБ