|
Материалы

Принципы системы менеджмента качества


Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

Интегрирование Российской Федерации в мировое торговое пространство приводит к необходимости повышения уровня конкурентоспособности отечественных предприятий. С каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Сегодня арсенал инструментов совершенствования бизнеса достаточно велик и продолжает пополняется все новыми подходами: 6-Сигма, стандарты ИСО серии 9000, сбалансированная система показателей, структурирование функций качества, анализ характера и последствий отказов, модели самооценки организации Т. Конти, Дж. Далгаарда, Д. Клеммера, бенчмаркинг и другие [1].

В России в последние годы широкое распространение получили системы менеджмента качества (СМК), создаваемые на основе международных стандартов ИСО серии 9000 [2, 3, 4]. Сформулированные в этих стандартах принципы менеджмента качества вобрали в себя весь положительный мировой опыт по созданию конкурентоспособного бизнеса [5]. Эти восемь принципов хорошо известны специалистам в области качества:

-       ориентация на потребителя,

-       лидерство руководителя,

-       вовлечение работников,

-       процессный подход,

-       системный подход к менеджменту,

-       постоянное улучшение,

-       принятие решений, основанное на фактах,

-       взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Проведем анализ восьми принципов и выявим какие преимущества может дать предприятию их реализация в рамках СМК.

Принцип “ориентация на потребителя” стоит первым, что закономерно, поскольку любая деятельность предприятия должна быть направлена на удовлетворение запросов потребителей. Очень сложно было переходить предприятиям страны к рыночной экономике от условий плановой, когда основная задача заключалась в выполнении определенного плана. В рыночной экономике главным фактором успешного развития является выпуск продукции высокого качества. Следует заметить, что и потребитель все большее внимание обращает именно на качество товаров, в то время, как цена отодвигается на второй план.

Лидерство руководителя подразумевает, что высшее руководство предприятия разрабатывает единые цели и стратегию его развития. Если данный принцип не реализуется, то принимаемые руководством непродуманные, взаимопротиворечащие решения могут привести только к сумятице в головах подчиненных к их недовольству и, как следствие, к отсутствию всякой заинтересованности к выполнению своих обязанностей на высшем уровне.

Описанный выше принцип вовсе не подразумевает неприятия инициативы подчиненных. Скорее наоборот, согласно принципу “вовлечение работников” должен реализовываться менеджмент персонала, основанный на утверждениях, что работа приносит удовольствие, люди ответственны, за ними не требуется осуществлять постоянный контроль. А кроме использования мотивации деньгами, следует переходить к нематериальным методам стимулирования работников.

Для успешного развития предприятия необходимо осуществлять управление на основе процессного подхода. В условиях свободного доступа к информации, финансовым и трудовым ресурсам условием конкурентоспособности предприятия становится ее менеджмент [6]. Именно реализация процессного подхода позволит добиться предприятию самых наилучших результатов.

1 2 3
Общее время работы: 15.156984329224 мс
Использование памяти: 659 КБ