Молодёжь и занятость
По результатам анкетирования 50% респондентов работают в настоящий момент или работали в прошлом, при этом большинство из них работали на непостоянной, сезонной работе. Отношение студенческой молодёжи к вторичной занятости определяется не только её субъективными ориентациями, но, прежде всего, теми возможностями, которые ей может предложить рынок труда.
Что касается трудовых ценностей, то, прежде всего, по мнению опрашиваемых, трудовая деятельность должна хорошо оплачиваться. Так считают почти 54% респондентов. Второй наиболее значимой характеристикой работы стала возможность карьерного роста (16,07%), из чего можно сделать вывод, что должностной статус должен неуклонно повышаться. Необходимо отметить, что карьерный рост молодёжь рассматривает не просто как увеличение заработной платы или власти, но и как личное совершенствование. По этой причине студентов при выборе места работы интересуют и перспективы, которые эта деятельность предоставляет. В связи с этим на начальном этапе карьеры молодёжь может поступиться всеми остальными характеристиками труда, она готова перетерпеть даже серьезные неудобства ради приобретения необходимого опыта. Это вскрывает специфику молодежного мироощущения – нацеленность на будущее. Следующее требование, предъявляемое к трудовой деятельности, связано с тем, что работа должна быть интересной (17,85%). В данное понятие студенты включают фактор новизны, изменчивости работы, территориальной мобильности.
Большинство студентов (около 25%) такие факторы как: возможность инициативы, ответственность и отсутствие чрезмерного контроля – назвали как наименее значимые при выборе рабочего места.
Вступая на рынок труда, нынешние студенты опасаются испробовать свои силы, узнать собственную профессиональную ценность. Об этом свидетельствует тот факт, что подавляющее большинство опрашиваемых, а именно 98,21%, на вопрос: «оцениваете ли Вы позитивно помощь родителей, дружеские связи при трудоустройстве?» ответили положительно. Среди факторов, от которых в большей степени зависит успешное трудоустройство, на первое место было выдвинуто наличие протекций и связей. Так решили 71,5% молодых людей, поставив высшее образование на вторе по значимости место: 42,85%, что также немаловажно, учитывая, что в начале 90-х гг. главным считалось везение, стечение обстоятельств. Среди прочих важных факторов были отмечены: обладание навыками предпринимательства (11%) и уровень квалификации и подготовленности человека (39,3%).
Кроме того, «молодые кадры» посчитали, что совсем не обязательно иметь хорошие манеры или привлекательную внешность, оценив их по убывающей шестибальной шкале на «пять». Так же было проявлено недоверие и к эффективной деятельности служб занятости, на них положились только 1,78% процентов резидентов. По результатам опроса, наиболее привлекательными сферами рынка являются: коммерция (51,78%) и финансы (39,29%). Промышленностью заинтересованы только 12,5% респондентов. Этот факт подтверждает тенденцию в целом по стране: структурные изменения в экономике привели к оттоку молодёжи из сферы материального производства в непроизводственную, из государственного сектора экономики – в негосударственный. Уменьшилась численность работающей молодёжи на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и в то же время увеличилась численность молодых людей, занятых предпринимательской деятельностью.
Также немаловажно то, что большинство молодых людей (55,35%) рассматривают высшее образование всего лишь как средство получения максимальных материальных благ и удовольствий. И только 42% – как самодостаточную ценность.
Анализ вопросов, касающихся основательности подхода молодёжи к трудоустройству привёл к следующим результатам. Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодежи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии (специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны. Несмотря на то, что выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет часть личностного самоопределения, среди участников опроса он происходил самостоятельно только у 52,4%, 24,8% респондентов прислушались к рекомендации родителей, 11,7% – советам друзей, 11,1% – указали другие причины выбора.