Молодёжь и занятость
Хомякова С.С.
Научный руководитель: канд. экон. наук, проф.
Кузнецова И.А.
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
МОЛОДЁЖЬ И ЗАНЯТОСТЬ
Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
В настоящее время существуют различные классификации занятости. Основными видами занятости являются:
· полная (Не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость – это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. В западной экономической мысли и практике полная занятость – это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу);
· эффективная (в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимается занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда);
· вторичная (дополнительная, вторичная, форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход).
Занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества. Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегической задачи – обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов. Политика занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости.
Что касается России, переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости разделил общество на тех, кто в состоянии самостоятельно обеспечить себе приемлемое существование, и на лиц, нуждающихся в содействии со стороны государства в подборе необходимого им места работы. Как правило, это лица с пониженной конкурентоспособностью, составляющие основной контингент обращающихся в службу занятости, и которые, имея наименьшие шансы самостоятельного трудоустройства, маргинальны на рынке труда. В частности, наибольшие сложности при трудоустройстве испытывает молодёжь в возрасте до 30 лет. Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и других социально-психологических свойств. Молодёжь имеет ряд особенностей, обуславливающих специфику её положения на рынке труда.
В качестве объекта исследования были выбраны группы студентов 3 курса ФЭМ БГТУ им. В.Г. Шухова в количестве 56 человек. Целью стало выявление трудовых ценностей студенческой молодёжи и исследование основных проблем, возникающих при трудоустройстве молодёжи с различным уровнем образования, так как всё больший контингент молодёжи оказывается на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования, а также выявление возможных путей их решения.