Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Для сглаживания территориальных диспропорций в распределении иностранных инвестиций и оптимизации их региональной структуры необходимо осуществить целый комплекс мер.
Прежде всего это - укрепление законодательной базы зарубежного инвестирования, что может способствовать расширению не только отраслевой, но и региональной сферы привлечения ПИИ.
Важной задачей представляется безотлагательное устранение положений федерального и регионального законодательства и нормативных актов, противоречащих документам ВТО. Мировой опыт свидетельствует о том, что вступление развивающихся стран в ВТО приводило к увеличению темпов прироста иностранного капитала в национальные экономики. Однако надо ясно понимать, что само по себе членство в ВТО не повлечет за собой автоматического увеличения притока иностранного капитала. Прежде всего необходимо решить такие вопросы, как приведение российского инвестиционного законодательства к международным стандартам, объявление полной или частичной амнистии капиталов, оглашение списка закрытых для иностранных инвесторов отраслей и т.д.
Необходимо также активное содействие федерального центра участию регионов в международном инвестиционном сотрудничестве.
Необходимо поддерживать инвестиционные проекты и программ с иностранным участием, построить систему мониторинга инвестиционного климата регионов России, содействовать ввозу иностранного капитала в страну, его поступлению в отрасли экономики и регионы.
В настоящее время, согласно статистике Россия является нетто-импортером инвестиций. Растущую роль в их притоке в страну играет репатриация ранее вывезенных ресурсов. Об этом свидетельствует лидирующая позиция Кипра среди экспортеров капитала в Россию.
В заключение можно отметить, что обсуждаемая проблема нуждается в дальнейшем научном исследовании с особым упором на ее региональные аспекты.