Проблемы межбюджетных отношений
Говоря о принципах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы, нужно стремиться к тому, чтобы они максимально покрывали минимальные расходы, исходя из опоры в первую очередь на собственные силы. Это означает, что в основе разграничения доходов должно быть теоретически обоснованное разграничение расходных полномочий, соответствующих им расходов. Однако на современном этапе в первичном распределении доходов и расходов по вертикали бюджетной системы происходит резкий рост диспропорций. Он выражается в увеличении на федеральном уровне бюджетной системы доли доходов с 47,4% в 1998г. до 59,9% в 2004г.(в 2003г. – 58,8%)(3). В то же время доля расходов за этот период сократилась с 49,8% до 43,9% (в 2003г. – 44,9%)(3). Прямо противоположные результаты в консолидированных бюджетах субъектов РФ. Здесь уровень первичных доходов сократился с 52,6% в 1998г. до 40,1% в 2004г. (в 2003г. – 41,2%)(3). Это еще раз доказывает увеличение зависимости территориальных бюджетов от перераспределения средств из федерального бюджета. По словам А.Г. Игудина, заведующего отделом Научно-исследовательского финансового института, в РФ нет ни одного субъекта на полном финансовом обеспечении.
На современном этапе главной проблемой в части разграничения доходных источников и расходов по вертикали бюджетной системы является ориентир на реализацию выравнивающей функции в ущерб стимулирующей. Но для повышения экономического роста страны необходимо изменить механизм межбюджетных отношений таким образом, чтобы субъекты Федерации и муниципальные образования в первую очередь опирались на собственные силы и лишь при недостаточности налогового потенциала привлекали средства из вышестоящих бюджетов.
Итак, действующие в России межбюджетные отношения еще в значительной степени не отвечают основополагающим требованиям бюджетного федерализма, преодолению тенденции роста иждивенческих настроений у региональных и местных органов власти, повышению заинтересованности и ответственности их в наращивании налогового потенциала на подведомственных территориях и проведении активной самостоятельной бюджетной политики, способствующей финансовой самодостаточности субъектов Федерации и муниципальных образований, рациональному и эффективному расходованию средств их бюджетов.
Тем не менее, можно отметить и изменение в положительную сторону. С момента принятия Правительством Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005г.:
¨ сделан большой шаг в направлении уточнения расходных полномочий всех уровней бюджетной системы;
¨ продвижение в направлении разработки минимальной бюджетной обеспеченности;
¨ усовершенствование механизма распределения Федерального фонда финансовой поддержки РФ:
¨ приняты Федеральные законы «О внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений», «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
По словам министра финансов, Кудрина А.Л., впервые за последние годы в 2005г. существенно прирос раздел «Межбюджетные отношения» – больше, чем на 135 млрд. руб.(4). Это значительно дополнило Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, вдвое увеличился фонд компенсаций. Благодаря роли федерального бюджета как центра по выравниванию бюджетной обеспеченности путем централизации доходов в стране обеспечено сокращение задержек по заработной плате, осуществляется постоянная их индексация(4).
На сегодняшний момент в Правительстве находится на стадии подготовки и утверждения новая редакция концепции федеративных отношений. И в связи с этим в 2007 и 2008 гг. предполагается усилить акцент на поддержке стимулов для тех субъектов, которые могут существенно нарастить свои доходы