Проблемы межбюджетных отношений
Данная статья посвящена актуальным проблемам межбюджетных отношений, которые складываются в условиях реформирования.
Межбюджетные отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами.
Согласно Бюджетному кодексу РФ под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
· разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Анализируя разграничение доходных источников по уровням бюджетной системы, можно отметить, что в 2003-2004 гг. наблюдается тенденция снижения доли собственных доходов территориальных бюджетов, закрепленных за ними полностью или частично на постоянной основе с 35,1% в 2003г. до 28,9% в 2004г.(3). Доля местных налогов и сборов в местных бюджетах составляла в 2000г. 14,4%, а в 2004г. всего лишь 9,7%(5). Такие резкие перемены произошли из-за централизации значимых доходов в федеральном бюджете и отмены ряда местных налогов и сборов. Взамен сильно возросла зависимость территориальных бюджетов от федерального бюджета, а местных бюджетов от региональных. Это порождает иждивенчество. Уровень безвозмездных и безвозвратных перечислений из федерального бюджета регионам в их доходах против 9,5% в 2000г. возрос до 16,1% в 2004г.(3). Это связано с тем, что в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса в понятие собственные доходы входят отчисления от налогов по временным нормативам, финансовая помощь от других бюджетов. Другими словами, средства, переданные в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе становятся собственностью территориальных образований соответствующего уровня.
Возникает еще одно противоречие: с принятием 131 Федерального закона перечень вопросов местного значения был сокращен путем придания им значения региональных, а по новому законодательству субъекты Федерации вправе ежегодно передавать органам местного самоуправления для исполнения отдельные государственные полномочия.