Модели органзации учебно-методической работы кафедры
, (1.1)
, (1.2)
, (1.3)
где ,,- нагрузка, выраженная в часах, профессора по руководству аспирантами, по лекциям и практическим занятиям соответственно [1].
При разработке модели используются два критерия: затраты и эффективность выполнения нагрузки. Рассмотрим формирование двухкритериальной задачи:
1) порядок формирования затрат.
Для формирования суммарного Фонда оплаты труда используются следующие нормы и нормативы:
а) часовые ставки оплаты труда ППС (),
б)объем всех видов учебной нагрузки (объем лекций, практических и лабораторных занятий, руководство аспирантами и докторантами), выраженный в часах (),
в) доля нагрузки по должностям ППС по всем видам учебной нагрузки (,, , , ,, ,)
2) порядок расчёта эффективности.
Эффективность выполнения нагрузки осуществляются по следующим нормативам:
а) весовой коэффициент выполнения общей нагрузки, каждым специалистом ППС, (весовой коэффициент характеризует качество обучения) : (),
б) объем всех видов учебной нагрузки (объем лекций, практических и лабораторных занятий, руководство аспирантами и докторантами), выраженный в часах (),
в) доля нагрузки по должностям ППС по всем видам учебной нагрузки (,, , , ,, ,)
Задачу поиска рациональной структуры ППС можно рассматривать в трёх вариантах для того, чтобы дать возможность выбора лицу, принимающему решение. Заведующий кафедрой, который распределяет нагрузку и формирует состав, имеет информацию о выделенных средствах из Фонда оплаты труда и о наличии специалистов на кафедре, поэтому он может формировать состав с учётом минимизации затрат, или с учётом максимизации эффективности, или с учётом минимизации затрат и максимизации эффективности. При принятии решении он может выбрать одну из трех стратегий. Рассмотрим третью стратегию задачи:
Расчёт рациональной структуры ППС с учетом минимизации ФОТ и максимизации эффективности
Математическая модель решаемой задачи:
Требуется минимизировать функцию
(1.4)
при следующих ограничениях:
1)+=1, (1.5)
2), (1.6)
3), (1.7)
4), (1.8)
5)
(1.9)
В результате решения модели находим доли нагрузок профессора, доцента, преподавателя по каждому виду учебной нагрузки. Найдя значения , где i – качественный состав ППС кафедры (профессор, доцент, преподаватель), j – вид учебной нагрузки (аспиранты, лекции, практические и лабораторные занятия), можно получить: