|
Материалы

Модели органзации учебно-методической работы кафедры


МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

 

В современных рыночных условиях обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда является главной задачей ВУЗов. Выпуская конкурентоспособных специалистов, университет подтверждает высокий уровень качества образования, а также способность конкурировать с другими ВУЗами. Высокое качество образования достигается путем правильной организации учебного процесса. На каждом факультете для каждой специальности составлен учебный план, по которому осуществляется весь учебный процесс. Организацией выполнения учебного плана занимается кафедра. Кафедра формирует профессорско-преподавательский состав, план распределения учебной нагрузки, численность штатов.

Одной из главных составляющих учебно-методической работы кафедры является определение рационального варианта структуры профессорско-преподавательского состава кафедры допустимого, с точки зрения системы ограничений, налагаемых условиями выполнения учебной нагрузки.

При определении структуры штатов следует ППС разделить на три категории: 1) профессор; 2) доцент; 3) преподаватель.

В связи с тем, что чрезмерная регламентация по видам учебной работы усложняет практическое решение задачи определения структуры штатов, в настоящей работе предлагается следующая укрупненная структура учебной работы: 1) лекции; 2)практические занятия; 3) лабораторные занятия; 4) руководство докторантами, аспирантами (соискателями).

Для предварительного распределения видов учебной работы между категориями ППС рекомендуется использовать данные таблицы 1.1, строками которой являются категории ППС, а графами виды учебной работы.[1]

 

Таблица 1.1 – распределение видов учебной работы между категориями ППС кафедры

 

аспиранты

лекции

практики

лабораторные занятия

Профессор

+

+

+

Доцент

+

+

+

Преподаватель

+

+

 

Сформулируем задачу расчета рациональной структуры профессорско-преподавательского состава кафедры, которая является двухкритериальной и относится к классу задач многокритериальной линейной оптимизации.

Требуется сформировать рациональную структуру ППС, обеспечивающей максимальную эффективность выполнения нагрузки и минимальные затраты. Под минимальными затратами подразумеваем Фонд оплаты труда (ФОТ), под максимальной эффективностью выполнения нагрузки подразумеваем качество обучения, то есть чем выше категория членов ППС, выполняющих нагрузку, тем более качественно они дают знания, а, значит, кафедра более эффективно выполняет свою нагрузку.

Введем обозначения:

,, , , ,, ,- доли нагрузки по должностям ППС по всем видам учебной нагрузки.

- общая нагрузка, выраженная в часах, профессора, доцента и преподавателя соответственно.

Количество часов лекций, практических и лабораторных занятий, руководство докторантами и аспирантами по должностям ППС определяется из следующих выражений:

1 2 3
Общее время работы: 13.899087905884 мс
Использование памяти: 659 КБ