|
Материалы

Прогнозирование процесса воспитания выносливости курсантов Харьковского национального университета внутренних дел на основе учета функционального состояния кардио-респираторной системы


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ КУРСАНТОВ ХАРЬКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

 

Высокие технические и физические нагрузки, связанные с большим объемом учебной информации, делают весьма актуальной проблему поиска путей расширения функциональных возможностей систем организма, развития на этой основе физических качеств и сохранения здоровья.

При такой постановке системообразующим фактором подбора средств и методов физического воспитания будет служить их эффективность в плане повышения возможностей определенных систем организма до уровня, обеспечивающего выполнение необходимой двигательной задачи. В этом случае успешность управления подготовкой к сдаче норматива будет определяться возможностью точного представления о количественном выражении определенных функций организма.

В последнее время широкое распространение получают количественные тесты, помогающие изучить состояние организма в условиях мышечной деятельности. Основным критерием состояния физической работоспособности является тест PWC170.

Для определения физической работоспособности использовали степ-тест с последующим расчетом абсолютной и относительной величины PWC170.

Испытуемым было предложено в течение 5 минут совершать подъем на ступеньку, высота которой определялась в зависимости от длины нижней конечности, с заданной частотой. После трехминутной паузы задавалась вторая нагрузка с большей частотой, чем первая. Юношей заранее знакомили с работой, приглашая на эксперимент, и только на следующий день определяли их работоспособность, что уменьшало влияние эмоционального состояния.

Пульс измеряли с помощью удлиненной трубки фонендоскопа. В состоянии покоя (сидя) его подсчитывали до тех пор, пока три последних измерения не становились равными. При нагрузке пульс определяли на последней минуте работы.

На точность определения PWC170 большое внимание оказывает разность ЧСС между первой и второй работах. Чем больше эта разность, тем точнее определение. Целесообразно определять частоту пульса при первой и второй работах степ-теста вблизи границ диапазона линейной зависимости.

В нашем случае это 110-120 уд/мин при первой работе и 160-170 уд/мин – при второй. PWC170 рассчитывали по формуле В.Л. Карпмана, а физическую подготовленность оценивали по результатам, полученным при проведении тестом программы по физической подготовке.

Особое значение придается изучению физической работоспособности курсантов 1 курса в связи с необходимостью нормирования для них учебной, трудовой, физической нагрузок и рациональной организации всей учебно-воспитательной работы.

 

Коэффициенты корреляции показателей относительной величины PWC170 и физической подготовленности

 

Показатели физической подготовленности

r

P

 

Время бега на 100 м

Время бега на 1000 м

Дальность прыжка в длину с разбега

Дальность прыжка в длину с места

Количество подтягиваний на перекладине

Дальность метания гранаты

Сила кисти

- 0,902

- 0,756

0,345

0,913

0,801

0,553

0,146

<0,001

< 0,001

> 0,05

< 0,001

< 0,001

< 0,01

> 0,05

 

Достоверно установлена высокая степень связи физической работоспособности с результатами в беге на 100 и 100 м (r = 0,902 ÷ 0,756; Р < 0,001). Среди упражнений скоростно-силового характера выявлена значительная степень взаимосвязи. Так, наблюдается высокая степень взаимосвязи подтягивания на перекладине и дальности прыжка в длину с места (r = 0,801 ÷ 0,913; Р < 0,001). Показатель в метании гранаты на дальность имеет заметную степень святи с физической работоспособностью (r = 0,553; Р < 0,01). Результаты прыжков в длину с разбега и измерения силы кисти имели низкую степень связи (r = 0,146 ÷ 0,345; Р < 0,05).

Таким образом, уровень относительной физической работоспособности характеризует физическую подготовленности курсантов, а создание возможности получения информации о текучих изменениях той или иной функции и внесение, в случае необходимости, точных и своевременных коррекций по выбору запрограммированной физической нагрузки, позволит повысить эффективность ученого процесса.

 

Литература

  1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности а клинике и спорте.- М.: Медицина, 1979. – 251 с.
  2. Физические тесты для оценки функциональной способности сердечно-сосудистой системы.- Хроника ВОЗ, 1991, ; 8, с. 380.

 

Общее время работы: 15.521049499512 мс
Использование памяти: 661 КБ