Особенности торговых операций экспорта мела
Фатеева А.В.
Научный руководитель: д-р экон. наук, проф.
Куприянов С.В.
Белгородский инженерно-экономический институт
ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ЭКСПОРТА МЕЛА
Развитие экспорта является необходимым условием расширения участия страны в международном разделении труда с целью ускорения социально – экономического развития общества. Только путем увеличения производственного экспортного потенциала и создания условий для сбыта продукции на зарубежных рынках может быть обеспечено получение валюты для импорта товаров, конвертируемость национальных валют и устойчивость их курсов. Поэтому создание условий для развития производства и экспорта товаров является главным стержнем внешнеэкономической политики стран.
Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны - экспортера. Необходимым условием экспортной операции является наличие товара, пользующегося спросом на внешнем рынке.
Россия активно участвует в международной торговле и занимает не последнюю строчку по экспорту продукции зарубеж. Ежегодно Россия получает от экспорта продукции огромную прибыль в государственные фонды.
Для осуществления экспортной операции продавец должен провести комплексное исследование рынка, и прежде всего:
· Изучить конъюнктуру рынка данного товара, т.е. выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения;
· Изучить торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране – импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры – запреты и ограничения порядок использования квот и получение лицензий, требование к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахтовые ставки, законодательство по страхованию, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране – покупателе, и т.д.;
· Изучить фирменную структуру рынка, определить фирмы, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конкурентами, исследовать формы и методы их работы на рынке.
ОАО «Мелстром» занимается экспортом мела на Литву и страны ближнего зарубежья. Подсчитано, что 87% экспорта мела приходится на долю трех предприятий. В прошедшем году наиболее крупными экспортерами мела были следующие предприятия: ОАО «Стройматериалы», ОАО «Мелстром», ЗАО «Шебекинский меловой завод». В общем, на их долю приходится 30 693 тонны экспортируемого мела, что составляет 87% от общего объема экспорта. Категорию «остальные» составляют компании, которые экспортировали в среднем до 100 тонн в год.
ОАО «Мелстром» – большинство поставок идет на Украину и в Литву. Основные экспортируемые марки: мел высокодисперсный и мел марки МТД-2.
Политика между двумя государствами обеспечивает стабильные экономические и торговые отношения. Литва и Россия были, есть и будут экономическими партнерами, так как это взаимовыгодно. Одним из важнейших достижений является то, что литовско-российские отношения урегулированы, опираются на двусторонние соглашения и практическое сотрудничество. И вот совсем недавно Литва и Россия согласовали общие предложения по поводу проектов инициативы «Северного измерения» Европейского союза, благодаря которым страны стремятся расширять сотрудничество стран региона Балтийского моря, включая и Калининградскую область. Это побудит Россию и Литву быстрее реализовать возможности по осуществлению очень конкретных совместных проектов в сфере торговли и инвестиций, транспорта и энергетики, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения, борьбы с преступностью, контроля за границами и охраны границы.