|
Материалы

Физическая культура у студентов специальных медицинскиз групп


2) рекреативные занятия в виде циклических физических уп­ражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыж­ные прогулки).

Практическая ре­ализация личностно-ориентированной программы оздоровле­ния формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положи­тельной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после фи­зической нагрузки.

Научные исследования свидетельствуют, что в известном чис­ле случаев многочисленная патология людей молодого возраста объясняется наследственными аномалиями, и в частности дисплазией соединительной ткани.

В то же время любое отклонение в формировании соедини­тельной ткани является генерализованным, т.е. приводящим к ее «слабости» со стороны кожи, глаз, опорно-двигательного аппа­рата, что, в свою очередь, сказывается на снижении уровня при­способительных реакций и резистентности.

При этом многие исследователи указывают на характерные кон­ституциональные особенности и фенотипические признаки лиц с дисплазией соединительной ткани, а также на многие аномалии стро­ения скелета. Наиболее распространенное (до 15%) проявление син­дрома дисплазии соединительной ткани сердца — пролапсмитраль­ного клапана (ПМК) и аномально расположенные хорды (АРХ).

Отмечается также выраженность вегетативных расстройств (недостаточность активации в кардиоваскулярной системе как симпатической, так и парасимпатической, неуверенность в себе, повышенная тревожность, склонность к депрессии).

Однако, по мнению А.А.Богомольца, «используя индивиду­альный подход к организму, можно создать не только рациональ­ную терапию», являющуюся прерогативой медицины, но и методи­ку оздоровительной физической культуры и общественной профи­лактики — широкое поле деятельности в педагогической практике.[1]

Опираясь на классификации типов телосложения А.А. Бо­гомольца и В.В. Бунака [1] в сопоставлении с внешними фенотипическими признаками дисплазии соединительной ткани по Э.В. Земцовскому, была разработана схема индивидуально-дифференцированного стиля плавания для сту­дентов СМГ . В соответствии со схемой была разработа­на индивидуально-дифференцированная про­грамма плавания стилем кроль на груди и кроль на спине для лиц астенического телосложения с учетом фенотипических признаков (ЭГ1) и сти­лем «брасс» — для гиперстенического телосло­жения, также со специфическими фенотипичес­кими признаками (ЭГ2).

Сравнительный анализ ситуационной тре­вожности, оценки тяжести депрессии и тре­вожности, а также вегетативных нарушений в наблюдаемых группах (табл. 1) показал более высокий уровень вышеперечисленных показа­телей в ЭГ1 до начала эксперимента без дос­товерных различий между группами, но при большем проценте вегетативного равновесия у студентов гиперстенического типа и симпа­тического влияния у студентов астенического телосложения.

Таблица 1

Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов специальной медицинской группы с. дисплазии. соединительной ткани

 

После эксперимента произошло достовер­ное снижение показателей тревожности и депрессии и практически без изменений вегетатив­ных проявлений.

В то же время улучшились результаты элек­трокардиографии (у 68%) в обеих ЭГ в виде улуч­шения питания сердечной мышцы (увеличение вольтажа), значительно снизилась метеолабиль­ность (у 78%), улучшилось самочувствие (у 100%), снизилась частота простудных заболеваний (у 3%), исчезли или уменьшились приступы «пани­ческой атаки», снизились показатели тревожно­сти и депрессии.

Гиподинамический фактор и психологическое напряжение рабочей деятельности усугубляют имеющиеся у значительного числа студентов морфофункциональные отклонения со стороны позвоночника, с годами прогрессирующие, что неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях организма, повышает утомляемость, деформирует фигуру, ведет к возникновению психологических и социальных проблем.

1 2 3
Общее время работы: 14.860153198242 мс
Использование памяти: 661 КБ