2) рекреативные занятия в виде циклических физических упражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыжные прогулки).
Практическая реализация личностно-ориентированной программы оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положительной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после физической нагрузки.
Научные исследования свидетельствуют, что в известном числе случаев многочисленная патология людей молодого возраста объясняется наследственными аномалиями, и в частности дисплазией соединительной ткани.
В то же время любое отклонение в формировании соединительной ткани является генерализованным, т.е. приводящим к ее «слабости» со стороны кожи, глаз, опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, сказывается на снижении уровня приспособительных реакций и резистентности.
При этом многие исследователи указывают на характерные конституциональные особенности и фенотипические признаки лиц с дисплазией соединительной ткани, а также на многие аномалии строения скелета. Наиболее распространенное (до 15%) проявление синдрома дисплазии соединительной ткани сердца — пролапсмитрального клапана (ПМК) и аномально расположенные хорды (АРХ).
Отмечается также выраженность вегетативных расстройств (недостаточность активации в кардиоваскулярной системе как симпатической, так и парасимпатической, неуверенность в себе, повышенная тревожность, склонность к депрессии).
Однако, по мнению А.А.Богомольца, «используя индивидуальный подход к организму, можно создать не только рациональную терапию», являющуюся прерогативой медицины, но и методику оздоровительной физической культуры и общественной профилактики — широкое поле деятельности в педагогической практике.[1]
Опираясь на классификации типов телосложения А.А. Богомольца и В.В. Бунака [1] в сопоставлении с внешними фенотипическими признаками дисплазии соединительной ткани по Э.В. Земцовскому, была разработана схема индивидуально-дифференцированного стиля плавания для студентов СМГ . В соответствии со схемой была разработана индивидуально-дифференцированная программа плавания стилем кроль на груди и кроль на спине для лиц астенического телосложения с учетом фенотипических признаков (ЭГ1) и стилем «брасс» — для гиперстенического телосложения, также со специфическими фенотипическими признаками (ЭГ2).
Сравнительный анализ ситуационной тревожности, оценки тяжести депрессии и тревожности, а также вегетативных нарушений в наблюдаемых группах (табл. 1) показал более высокий уровень вышеперечисленных показателей в ЭГ1 до начала эксперимента без достоверных различий между группами, но при большем проценте вегетативного равновесия у студентов гиперстенического типа и симпатического влияния у студентов астенического телосложения.
Таблица 1
Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов специальной медицинской группы с. дисплазии. соединительной ткани
После эксперимента произошло достоверное снижение показателей тревожности и депрессии и практически без изменений вегетативных проявлений.
В то же время улучшились результаты электрокардиографии (у 68%) в обеих ЭГ в виде улучшения питания сердечной мышцы (увеличение вольтажа), значительно снизилась метеолабильность (у 78%), улучшилось самочувствие (у 100%), снизилась частота простудных заболеваний (у 3%), исчезли или уменьшились приступы «панической атаки», снизились показатели тревожности и депрессии.
Гиподинамический фактор и психологическое напряжение рабочей деятельности усугубляют имеющиеся у значительного числа студентов морфофункциональные отклонения со стороны позвоночника, с годами прогрессирующие, что неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях организма, повышает утомляемость, деформирует фигуру, ведет к возникновению психологических и социальных проблем.