|
Материалы

Формирование интеллигенции как необходимый компонент высшего образования


На фоне всего вышесказанного, попытаемся сформулировать ряд социальных требований к современному высшему образованию, обеспечивающих его одухотворённость и нравственную направленность.

Наиболее важным требованием к современному образованию является необходимость в таком учебном процессе, который, используя возможности всех изучаемых предметов, обеспечил бы пробуждение, становление и формирование высших, духовных чувств и потребностей студентов. На протяжении тысячелетий человек и человечество стремились к постижению и утверждению трех величайших ценностей: Истины, Добра и Красоты. Формировались высшие, социальные, свойственные только человеку и возвышающие его над всем животным миром духовные чувства и потребности: интеллектуальные (познавательные), нравственные, эстетические. В совокупности своей они и означали духовность, которая может быть понята как способность человека отличать ценности (ложь от Истины, зло от Добра, безобразное от Красоты) и избирать те, в соответствии с которыми следует определять свою жизнь, поведение и общение. Образование призвано превратить естественный неутолимый огонёк детской любознательности в бушующее пламя познания. За желание постичь Истину, «конечный вывод мудрости земной», Фауст продал свою душу Мефистофелю (И.В. Гёте). Ценность Истины превыше всего, именно она в конце концов помогает обнаружить грань между различными ценностями, порой совсем неуловимую как в действительности, в искусстве, так и в человеческих отношениях (у каждого своя правда, а Истина одна).

Рассматриваемое требование к образованию обязывает убедить, что в человеческих отношениях интеллектуальное, нравственное и эстетическое совпадают, сливаются воедино, рождая великую ценность - Совесть. Вот этот момент совпадения и должен быть многократно прочувствован, осознан и усвоен всеми обучающими и учащимися как высший критерий одухотворенной образованности и ее сердцевины – нравственности.

Уточняя сказанное, заметим, что система высшего образования призвана помочь студентам найти свою собственную духовно-нравственную сущность на основе совести. По словам И. Эренбурга, человек, в котором есть только знание, но нет сознания, а под сознанием он понимал совесть, - это ещё не человек, а полуфабрикат. Он считал, что главная беда в том, что наш мир стал миром таких полуфабрикатов. К сожалению, в содержании образования (учебниках, учебных пособиях и т.д.) ни слова не сказано о том, что такое совесть и как она формируется.

Следующим требованием, выполняющим одухотворяющую функцию в целостном образовательном процессе, является его эмоциональность. Учебный процесс часто страдает сухостью: в нем много рациональности и мало эмоциональности. К сожалению, принцип эмоциональности как основополагающее требование к образовательному процессу до сих пор так и не получил своего теоретико-методологического обоснования. Суть неискоренимого и живучего формализма заключается в том, что познавательная деятельность и духовно-нравственная, эмоциональная жизнь студентов идут как бы параллельно, не проникая друг в друга.

Эмоциональность есть свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его чувств – переживаемых отношений. Выдающиеся деятели науки и культуры важным условием воспитания личности считали развитие чувств. «Дети думаю сердцем», - утверждал Я. Корчак. Но эта истина относится и к взрослым. «Чувства – верный страж совести», образно заметил В.А. Сухомлинский. Большой знаток человеческих душ А.М. Горький всё дурное в поведении людей объяснял «эмоциональной неграмотностью», а художник Б.М. Неменский – «эмоциональной невоспитанностью», ведущей к цинизму в человеческих отношениях. Одухотворенность образования, его интеллектуальный, нравственный и эстетический аспекты органически взаимосвязаны с эмоциональностью. Содержательные стороны эмоциональности имеют прямое отношение к стержневым особенностям личности: направленности, мотивационной сфере, ценностным ориентациям, мировоззрению. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. «Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям».

Технология воспитания моральных чувств и потребностей заключается в том, чтобы давать студентам постоянную эмоциональную зарядку; иначе говоря, пробуждать, поддерживать и укреплять желание делать хорошее, доброе. В реализации требования эмоциональности можно выделить три момента: воспитание положительных чувств, регулирование чувств и борьба с отрицательными чувствами. Между чувствами и сознанием, между сердцем и умом есть и будут противоречия. Следовательно, необходимо соединять чувства с рациональными, добрыми делами, поступками и отношениями. И здесь решающую роль играет осознание на основе убеждения. Поэтому вооружение студентов не только научными, но и этическими, эстетическими знаниями и понятиями – важнейший компонент одухотворенного образования.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 8.8069438934326 мс
Использование памяти: 661 КБ