|
Материалы

Формирование интеллигенции как необходимый компонент высшего образования


Отсюда возникает вопрос, в чем тогда суть проблемы интеллигентности в современном мире и в современной России? Нужен ли интеллигент современному обществу или он является пережитком прошлого, таким музейным раритетом в глазах современной молодежи?

В первой половине ХХ-го века Зигмунд Фрейд, обосновывая свою концепцию культуры, считал первостепенным следующий критерий: “Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, характеризовать ее лучше, чем уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, к ведущей роли, которую она отводит значению идей в жизни человека”. Так ответил З. Фрейд на вопрос, может ли существовать культурное общество без интеллигентности и интеллигенции, подчеркнув при этом не только необходимость уважения к высшим формам психической деятельности, признания их ведущей роли, но и заботы о них, а, следовательно, и об их носителях – интеллигентах. Можно ли считать критерии З. Фрейда в наше время устаревшими? Более того, в наши дни данная концепция приобрела особый смысл, новую наполненность. Прав Ю. Левада, считая, что не перевелись интеллигенты в самом высоком смысле этого слова. Он сам испытал немало превратностей судьбы, грубого давления “сверху”, но не изменил своих убеждений. Можно вспомнить о травле, скрытой или явной, таких не только светлых умов, но и светлых людей, для которых высокий нравственный долг был внутренним, непреоборимым чувством. Это и философы Ильенков, М. Мамардашвили, это и один из выдающихся ученых нашего века Алексей Федорович Лосев, прошедший через сталинские лагеря, изгнанный позже из Московского университета, отлученный от философии – важнейшего дела своей жизни.

А.Ф. Лосев в своей книге “Дерзание духа”, которая была написана в глубокой старости, но обращенной к молодежи, рассматривает проблему интеллигентности. Он задает вопрос: “Что не есть интеллигентность?” И отвечает на него: “Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-исторической прослойке. Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней”. А.Ф. Лосев дает свое понимание интеллигентности: “…интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия”. Он делает и очень интересное замечание, что “вовсе не обязательно, чтобы интеллигент сознавал это в подробностях и чтобы вообще это сознавал”. Он пишет: “Наоборот, чересчур большая сознательность в этом деле может только помешать интеллигентности как живому процессу жизни. Плох тот интеллигент, который понимает это совершенно точно; и еще хуже тот, кто свое понимание выражает для других напоказ. Лучше будет сказать, что интеллигент не мыслит свою интеллигентность, а дышит ею как воздухом”. А.Ф. Лосев, подчеркивая естественность и даже необъяснимость интеллигентности, понимает интеллигентность не как словесную традицию, а как действенное отношение к жизни. Культура интеллигентности заключается, по его мнению, в “переделывании действительности в целях достижения и воплощения заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижения общечеловеческого благоденствия”. Приведем слова Д.С. Лихачева: “Интеллигенция – это широкая образованность плюс интеллектуальная и моральная свобода. Интеллигент – это состояние души”. Как известно, на этапе исторических изменений научная и творческая интеллигенция является основным генератором идей и катализатором народной активностью по преобразованию общества, которая должна обеспечить освоение гражданами основных мировоззренческих ценностей, а от них идти к целостной общенациональной идее. Здесь необходимо заметить, что интеллигенция соотносится в основном с властью, с большим или меньшим успехом претендует на роль ее ученого советчика. Ученых всегда волновала проблема формирования демократии, благодаря которой были бы в полной мере раскрыты творческие способности, появилась бы возможность культурного развития, экономического обновления и т. д. Для уточнения этих или иных составляющих общегражданской идеи, ее актуализации в системной идеологии нужна осознанная и целенаправленная работа теоретиков. Системе высшего образования предстоит освоить систему философских и этических принципов, которые могли бы стать основой идеологической работы по воспитанию интеллигенции нового поколения. На данный момент наблюдается недостаточное участие технической интеллигенции в формировании диалогичности мышления в духовной жизни общества, недостаточно освоен уровень обсуждения актуальных вопросов в средствах массовой информации и их популяризация в широких кругах общественности. Оставляет желать лучшего и социокультурная функция интеллигенции. В этой связи наиболее актуальным является взаимодействие старшего поколения интеллигенции с будущими выпускниками. На наш взгляд данный процесс должен следовать следующим принципам.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 11.783838272095 мс
Использование памяти: 661 КБ