|
Материалы

Формирование интеллигенции как необходимый компонент высшего образования


Трещева И.C.

Научный руководитель: ст. преп.
Яговдик Е.В.

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В современных условиях судьба современной интеллигенции в России, да и во всем мире, представляется достаточно сложной. Ставится вопрос о роли интеллигенции в современном мире, в котором доминируют материальные ценности. Насколько жизнеспособна интеллигенция в России, где ей пришлось претерпеть ряд серьезных испытаний и ее положение оставляет желать лучшего и по сей день? Ответить на эти и другие вопросы невозможно без рассмотрения сущности данного понятия, которое начинается с рассмотрения исходного значения данного слова. В самом широком смысле, интеллигент – это человек умственного труда. Но такое значение понятия, автоматически включает в свой объем всех, чья профессия так или иначе связана с умственным трудом. Однако, с другой стороны, ориентируясь на такого рода разграничения, интеллигентом нельзя назвать человека, профессия которого связана преимущественно с физическим или неквалифицированным трудом, что тоже будет ошибкой. Следовательно, смысл понятия интеллигентности в его современном толковании гораздо глубже.

Современная научно-техническая революция меняет характер труда, требования к работнику производства. В конечном счете, абсолютное большинство работников должны стать высококвалифицированными профессионалами, не чуждыми умственного труда. Таким образом, следуя требованию времени, высшая школа должна организовать образовательный процесс таким образом, чтобы будущие специалисты обладали не только необходимым объемом знаний по выбранной специальности, но и приобретали статус интеллигенции. В этой связи необходимо более подробно рассмотреть само понятие интеллигентность, которое, на мой взгляд, имеет более глубокий смысл. Помимо определенного уровня интеллекта, знаний, а, главное, стремления к самостоятельному их пополнению, это понятие включает в себя и нравственный аспект. В современном языке зачастую отождествляются понятия интеллигентность и культурность. Хотя здесь нет особых противоречий, все-таки необходимо заметить, что первое понятие значительно шире второго. Конечно, воспитанность, тактичность, коммуникабельность являются необходимым условием социальных взаимодействий, но они не являются достаточным критерием интеллигентности. Здесь будет уместным проследить становление значения понятия интеллигентность. В 18 веке в русской литературе появился перевод латинского слова «интеллигентный» как «разумный». В 40-х годах 19 века данный термин был широко распространен во Франции и Германии и означал не профессиональную характеристику, а “выдающуюся гражданственность”. Далее его можно встретить в дневниках В.А. Жуковского, который великолепно знал немецкую литературу и философию, имел блестящее образование. Кстати, под его руководством воспитывался будущий основатель движения славянофилов Иван Киреевский.

Ю. Левада пишет: “В понятии интеллигентности, как оно оформилось в России, содержится нечто иное и большее, чем “слой” или “социальная группа”; это в то же время есть и социальная функция, роль, притом представленная как миссия, окруженная ореолом долга и жертвенности. Это не просто группа образованных людей, но некая общность, видящая смысл своего существования в том, чтобы нести плоды образованности (культуры, просвещения, политического сознания и пр.) в народ и уподобляющая эту задачу священной (по меньшей мере, культурно-исторической) миссии”. Автор считает, что интеллигенция - явление преимущественно российское, связанное с тем, что модернизация осуществлялась в России (и еще в немногих странах) именно в ХIХ веке. Автор считает жертвенность, чувство вины (перед народом, в первую очередь) органическим выражением сущности интеллигенции. Можно добавить в подкрепление его концепции, что сами условия формирования образованного слоя общества в России ХIХ века этому способствовали. В современных развитых индустриальных странах (Западная Европа, Америка) этот слой формировался постепенно с развитием капиталистических отношений, и немалое место в нем заняли выходцы из народа (рабочих, крестьян, ремесленников), поэтому ему было и остается чуждым как чувство вины перед народом, так и принципиальная оппозиционность по отношению к власти.

В качестве альтернативной точки зрения можно привести статью французской исследовательницы Вероники Гаррос, хотя позиции у обоих авторов во многом совпадают. В. Гаррос начинает с заявления, что “слово интеллигенция непереводимо, а явление, обозначенное им неопределяемо”. Во Франции, по ее мнению, это слово появилось в 20-х годах как “русское заимствование”, вероятно, по следам русской революции и эмиграции. Она пытается сопоставить это понятие с понятием интеллектуалы как родственным ему французским явлением. Но, понимая условность такого отождествления, она находит наиболее близким к пониманию сущности русской интеллигенции определение А. Адорно: “Интеллигентность – нравственная категория”. В. Гаррос отмечает редкость интеллигентности в наше время, время высокого уровня “бескультурья и лени” и, одновременно, возрастающую потребность общества в интеллигентности и интеллигентах. Она считает, что меняется сам тип интеллигента, эволюционирующего от человека “письменной традиции” к человеку деятельному, готовому выступать и действовать не столько против власти, сколько вместе с ней, воздействуя на нее, входя в нее и поняв уже невозможность утвердить мир без участия власти. Но окончательные выводы автора статьи пессимистичны. Она считает, что современная интеллигенция освободилась не только от чувства вины, но и от чувства ответственности и это означает умерщвление новыми интеллигентами интеллигенции прошлого. “Возможно, именно отсутствие интеллигенции…ставит вопрос о том, может ли общество идти вперед, нормально функционировать при отсутствии утопий, мифов, противоположных общепринятым ценностям, без мятежной мысли?”. Не давая определенного ответа на этот вопрос, В. Гаррос связывает умирание интеллигенции с умиранием истории, концом последней.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 14.352083206177 мс
Использование памяти: 663 КБ