|
Материалы

Социальные противоречия создания студенческой семьи


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЗДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

 

Молодежный возраст – период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно–мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи. Семья является главным социальным институтом, в рамках которого происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально–культурные процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям. Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Проблемы изучения молодежных семей в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляются достаточно важными и актуальными, так как исследования молодежи – важный процесс, способствующий более эффективному соблюдению преемственности в замещении уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры общества. Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи. Его дальнейшая роль – рациональное применение полученных знаний для дальнейшего развития общества, страны в целом. Очень важным является изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Кроме того, известно, что браки, заключённые в студенческие годы, в большинстве случаев демонстрируют высокую степень сплоченности, основанной на принадлежности обоих супругов к одной социально-демографической группе, характеризующейся общностью интересов, групповым самосознанием, специфической субкультурой и образом жизни. И в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои. Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ многочисленных социологических исследований подтверждает, что в микросоциуме молодежи сложилась двоякая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентаций в отношении семьи. С одной стороны в среде молодежи наблюдается: увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, неуверенность в личной безопасности, возникновение особенных личных проблем, конфликтов, психологических стрессов. С другой стороны, в молодежной среде стал все более увеличиваться интерес к личностным ценностям, независимости, самореализации. Молодежь стремится к социально – экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, как возможность приобретения в будущем престижной профессии, работы; достижения социального успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. Но, по мере достижения всех поставленных целей, развития карьеры и самосовершенствования молодость проходит, а создавать семью человеку 35-и или 40-а лет с медицинской и психологической точки зрения уже сложно. Из этого вытекает противоречие: создавать семью в наиболее благоприятный период молодёжного возраста сложно из-за учебы или развития карьеры, и, как следствие, недостаточной материальной обеспеченности, а в зрелом возрасте – возникают физиологические трудности и повышенная психологическая косность.

Для выявления наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем современных студенческих семей, необходим научный поиск путей их разрешения и обучение возможностям самостоятельного их решения. Наиболее адекватными поставленным задачам, нам представляются, социологические методы диагностики, которые позволят рассматривать студенческую семью, с одной стороны, в контексте поведения студенческой молодежи как особой социальной группы, а с другой, – базируясь на положениях специальной социологической теории – социологии семьи.

1 2
Общее время работы: 17.416954040527 мс
Использование памяти: 659 КБ