Материалы

Применение принципов TQM для повышения качества высшего образования


3. Непрерывный сбор и использование статистических данных. Большинство компаний контролирует качество продукции, делая массовые проверки, которые определяют, сколько низкокачественных предметов произведено. Новая система требует контролировать технологический процесс, непрерывно собирая статистические данные так, чтобы проблемы могли быть идентифицированы, до того, как они возникнут, ибо в противном случае будет поздно их решать. Когда проблемы идентифицированы, они должны стать центром обсуждения, а затем процесса принятия решения. Когда решение принято, следует инициировать вытекающие из него изменения, вместо того, чтобы выискивать виновных в виде конкретного работника или цеха.

4. Социально-психологический климат. Необходимо создать среду, которая способствует единству коллектива и его готовности к изменениям. Это требует создания благоприятной для сотрудников атмосферы обсуждения проблем, и поддержки предлагаемых ими решений. Управляющие должны работать над устранением барьеров между цехами, отделами и другими структурными подразделениями, для реализации взаимовыгодного сотрудничества.

Всеобщий менеджмент качества из привлекательной теории превратился в эффективный метод управления предприятиями, организациями и учреждениями, завоевал мировое признание как стратегическое средство обеспечения высокого качества продукции при минимизации затрат. Несмотря на свою практичность, TQM – это прежде всего мировоззрение, система отношений между людьми, философия предприятия. Еще никому не удавалось построить современную, эффективно действующую систему менеджмента качества, не осознав и не приняв принципы всеобщего менеджмента качества.

Фундаментальные цели TQM в образовании – улучшить качество образования, увеличить производительность труда в вузах, снизить стоимость образования.

Концепция TQM становится все более популярной в зарубежных и российских организациях, в том числе в высших учебных заведениях. Ряд российских вузов уже используют элементы системы управления качеством образовательных услуг и подготовки специалистов, основанной на принципах TQM. В этом ряду следует отметить Московский государственный институт стали и сплавов (технический университет), Московский государственный технологический университет Станкин, Ивановский государственный энергетический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Новосибирский государственный технический университет и другие вузы.

Движение высшего учебного заведения к созданию системы менеджмента качества, основанной на принципах TQM, является непростым процессом.

Несмотря на огромное внимание, которое уделяется во многих странах внедрению TQM в область образования, практическое использование этой системы идет далеко не всегда гладко. Так, по мнению некоторых американских педагогов, совершенных систем TQM в образовании столь немного, что многие практики именуют их как причуду и пытаются доказать, что TQM, подобно многим прежним теориям управления, заимствованным из делового мира, постепенно уйдет в небытие.

Действительно, имеются некоторые свидетельства того, что даже в мире бизнеса о качестве чаще говорят, чем применяют методологию TQM. Первичный акцент у большинства предпринимателей – все еще на краткосрочной прибыли и индивидуальной деятельности.

Применение тотальной системы управления качеством пока еще требует больших поправок и корректировок: уточнения стратегических целей, ясная формулировка миссии, привнесения новых элементов в корпоративную культуру, перемен в организационной структуре и методах управления вузом. Но самое главное – изменения менталитета, огромных усилий и большой ответственности руководителей и сотрудников. Как показывает практика, модель системы Всеобщего управления качеством в целом пока еще «велика по размеру» для большинства российских вузов.

 

Литература

1.        Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А Лапидус. – М.: ОАО "Типография "Новости"", 2002. – 432с.

2.        Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю.П. Похолкова, А.И Чучалина. – М.: Логос, 2005. – 206с.

3.        Рузаев Е.Н. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе / Е.Н. Рузаев, П.Е. Рузаева // Унив. упр.: практика и анализ. – 2004. – № 1. – С. 56-60.


 

1 2
Общее время работы: 10.460138320923 мс
Использование памяти: 660 КБ