| Вот здесь представлена стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации.
Материалы

Применение принципов TQM для повышения качества высшего образования


 

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ TQM ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Анализ литературы, посвященной вопросам отечественного и зарубежного высшего образования приводит к выводу, что перспективным направлением совершенствования высшего образования является переход на систему, которая в российской литературе получила название управление качеством образования, а в зарубежной – тотальная (всеобщая) система управления качеством (Total quality management – TQM), или всеобщий менеджмент качества.

Всеобщий менеджмент качества (TQM) – это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты.

Применение принципов TQM для построения систем управления качеством деятельности университетов в настоящее время широко обсуждается. Модель Всеобщего управления качеством основана на глубоком анализе деятельности организации, в данном случае вуза, как производителя продукции и услуг.

TQM является всеобъемлющей философией деятельности организаций, акцентирующей постоянное стремление к непрерывному совершенствованию. Сущность TQM может быть сведена к трем идеям: определение качества образования, повышение эффективности работы вуза, совершенствование его административной системы.

Методологически важны два основных принципа. Первый и наиболее важный – клиенты, покупатели, пользователи услуг (в данном случае студенты, родители, организации, государство и общество в целом) имеют жизненно важное значение для деятельности любой фирмы, организации, учреждения, вуза. Без клиентов – нет бизнеса, без бизнеса – нет организации. Следовательно, первичная цель любого производителя продукции или услуг, в том числе университета, – сохранить клиентов, удовлетворенных высоким качеством предоставляемого продукта (услуги), расширить их число.

Что делает TQM уникальным – это его требование перестройки структуры методов управления, направленное на создание качества. Методология TQM заставляет управляющих отказаться от близорукого, нисходящего “сверху вниз” управления и придать центральное значение в принятии решений клиентам и служащим.

Согласно второму принципу, чтобы добиться качества, необходимо научиться извлекать, анализировать и применять информацию с самых нижних эшелонов организации, непосредственно с рабочих мест, исходя из убеждения, что сотрудники хотят делать качественную работу и что они делали бы это, если бы управляющие прислушивались к их мнению и создавали надлежащее рабочее пространство, основанное на их идеях.

Управляющие, с точки зрения TQM, должны стать лидерами, которые “не только работают в системе, но также и над совершенствованием системы”. Организация будет иметь непрерывное улучшение продукции только тогда, когда они понимают, что все системы состоят из взаимозависимых частей и работают над тем, чтобы нацелить все эти части на достижение качества. Такой тип руководства необходим, чтобы гарантировать, что качество продукции улучшается “постоянно и всегда” и действительно удовлетворяет потребителей.

TQM не только философия, но и среда, которая способствует росту качества. Она проповедует специальные изменения, которые управляющие должны осуществлять, если они, действительно, хотят улучшить систему. Эти изменения обобщенно можно представить в виде четырех пунктов:

1. Отношения с клиентами. По отношению к организации клиенты могут быть внутренними и внешними. Внутренний клиент - это люди, которые своими знаниями, способностями, талантом и оплаченным трудом создают продукцию требуемого качества, внешний клиент – люди, ради которых создается продукция. Внутренними клиентами могут быть студенты, абитуриенты, их семья, персонал вуза, включая профессиональный преподавательский состав. К внешним клиентам относят работодателей и другие образовательные учреждения. Под понятием косвенные внешние клиенты подразумевают государство и общество в целом, бывших выпускников вузов, инвесторов и спонсоров.

2. Полномочия служащего. TQM начинается на верхнем уровне управления, но должен “проникнуть” на каждое рабочее место. TQM обязательно будет терпеть неудачу без вовлечения в систему самого рядового служащего. Так как работники знают больше относительно их участка работы, чем менеджеры, их вовлечение жизненно важно для улучшения системы. Обязанность управляющих – непрерывно обучать служащих методам TQM, вовлекать их в процесс принятия управленческих решений, прислушиваться к их предложениям по изменению системы и работать над реализацией этих предложений.

1 2
Общее время работы: 9.1190338134766 мс
Использование памяти: 661 КБ