|
Материалы

Психолого-педагогические аспекты физического воспитания в ВУЗах


Уже давно известно, что здоровье нации во многом зависит от физического воспитания, как элемента культуры. Признано, что важнейшую роль в профилактике большинства заболеваний должны занимать оздоровительные программы в форме двигательной активности. Как пример, лидирующее место среди существующих профилактических методов при предупреждении остеохондроза позвоночника и других заболеваний, связанных с недостатком физических нагрузок призвана занять именно оздоровительная физическая практика.

В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками, между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов.

Темой данной работы является анализ психологического восприятия дисциплины и процесса физического воспитания субъектов этого процесса.

Известно, что успешное достижение цели предполагает актуализацию по меньшей мере трех обязательных компонентов:

·        осознание выраженного желания,

·        формирование устойчивой воли,

·        осмысленных действий по достижению поставленной цели.

Несомненное значение имеет весомость стимула, его внутренняя значимость и внешняя привлекательность, а также соответствие ожидаемого и достигнутого результата. Эти моменты в теме массового физического воспитания приобретает особую актуальность и требует углубленнного анализа.

Следует учесть также элемент сохранения достигнутого эффекта и удержание контроля над ситуацией в течение необходимого времени. В рамках проблемы физического воспитания речь, безусловно, идет не столько об одномоментности достигнутого результата, сколько, скорее, о последовательности множественных достижений, которые формируют строгую систему; при этом очевидно, что систему в идеале оптимально поддерживать в течение всей человеческой жизни. Наконец, важно отметить, что достижение оздоровительного компонента цели, опять-таки в рамках проблемы физического воспитания, следует трактовать как поощрение работы над собой.

Анализ психологических аспектов восприятия процесса физического воспитания в вузах субъектами этого процесса позволил очертить следующий блок проблем. Существующая система школьного и вузовского физического воспитания является обязательной, следовательно, в ней отчетливо прослеживается принудительный мотив. Принуждение касается как самого факта занятий, так и возможностей свободного выбора интересующей формы, направленности, объема и интенсивности физических нагрузок, времени занятий и оптимального расписания их. Ситуация усугубляется обязательностью сдачи многочисленных государственных тестов и контрольных нормативов, напрямую противоречащих по своей сути оздоровительным задачам массовых физических занятий. Такая принудительная постановка вопроса не только ограничивает свободу творческой реализации, но и становится постоянно присутствующим негативным фоном, который неминуемо внедряется в подсознание в виде соответствующих подсознанательных программ неприятия и противодействия принуждению.

Очевидно, для повышения эффективности организации массового физического воспитания следует учесть как перечисленные проблемы, так и особенности психологии отношений в среде физической культуры, а для этого требуется серьезная трансформация существующей системы, предполагающая, безусловно, уменьшение принудительного компонента.

1 2
Общее время работы: 20.505905151367 мс
Использование памяти: 658 КБ