Проблемы развития налогово-бюджетной системы Российской Федерации
РАСХОДЫ:
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия …40-50%
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ..10-20%
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам…10-20%
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочее…5-10%
Платежи по государственному долгу…..до 7-8%
ДОХОДЫ:
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовой сбор)…..75-85%
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли…5-8%
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы..10-12%
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, то есть превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток государство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в бюджет следующего года.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Наличие дефицита государственного бюджета свидетельствует о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом.
3. Налоги – это составная часть государственных доходов.
Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
4. Налоговая деятельность – составляющая фискальной политики.
Принципы и механизм налогообложения:
Совокупность законов, правил и практических приёмов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением
А налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, а также организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства.
Изменение налоговых ставок является наиболее эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.
Предельная ставка налога – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.
Средняя ставка налога – это отношение суммы налогов к сумме доходов.
Причём наиболее верное представление о налоговом бремени даёт средняя налоговая ставка.
В экономической теории выделяют три вида налоговых ставок:
1. Прогрессивные, т.е. увеличивающие процент налоговых отчислений с увеличением дохода (налог на прибыль корпораций и на личные доходы);
2. Пропорциональные, т.е. процент налоговых отчислений не меняется
3. Твердые (фиксированные), устанавливаемые на объекты независимо от их стоимости.
Современные принципы налогообложения таковы:
1. принцип выгоды;
2. принцип пожертвования;
3. прогрессивность ставок налогообложения доходов;
4. равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности;
5. сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;
6. определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;
7. исключение возможностей переложения налогового бремени;