Материалы

Исследование средств и методов виброзащиты операторов карьерных машин от низкочастотных воздействий


 

Исследование средств и методов виброзащиты операторов карЬерных машин от низкочастотных воздействий

 

Нелегкий труд оператора-водителя мобильных машин и оборудования сопровождается вибрацией, снижающей производительность и приводящей к профзаболеваниям. Общая вибрация, как результат механического воздействия человека с внешней средой, является на протяжении всей биологической эволюции важным экологическим фактором. Формирование физиологических и патологических сдвигов со стороны различных систем организма, частота и степень выражения этих нарушений зависят от эргономических данных рабочего места и особенностей человека.

В процессе работы карьерных экскаваторов и буровых станков машинисты подвергаются интенсивным вибрационным воздействиям. Вибрации возникают как от взаимодействия рабочих органов машины со средой, так и от внутренних процессов возбуждения вибраций, сопровождающих работу агрегатов и механизмов. В этих условиях у машинистов, длительное время работающих на карьерных экскаваторах и буровых станках, возникает вибрационная болезнь, ведущая к потере трудоспособности и инвалидности.

Исследования [1] показали, что к профессиям очень высокого риска относятся водители большегрузных автомобилей; к профессиям высокого риска – машинисты конвейеров обогатительного производства, к профессиям умеренного риска - машинисты конвейеров окомкования.

При анализе заболеваемости рабочих установлено, что группам риска по стажу работы у машинистов буровых установок являются стажевые группы от 5 до 20 лет, у машинистов экскаваторов- 11-20 лет, у водителей большегрузных автомобилей от 1 до 10 лет.

Снижение уровня вибрации рабочих мест и улучшение их эргономических характеристик позволит решить одну из важнейших проблем улучшения условий труда и сохранения здоровья рабочих. Уровень и частотный спектр вибрации на рабочем месте водителя зависит от профиля дороги, скорости движения, уровня вибрации двигателя, подвески шасси и кабины и, наконец, сиденья водителя. Так, например, уровни вибрации сидений машинистов экскаваторов ЭКГ-8И, ЭКГ-4, 6Б в карьере Лебединского горно-обогатительного комбината (г. Губкин, Белгородской обл.) превышает допустимые на 2…10 дБ в диапазоне частот 2…16 Гц. Спектральные характеристики входных возбуждений рабочих мест операторов показывают, что колебательная энергия карьерных машин сосредоточена на нижнем краю частотного диапазона и имеет характерные пики (табл.1)

 

Таблица 1. Анализ спектральных характеристик входных возбуждений рабочих мест операторов карьерных машин в карьере Лебединского ГОКа

 

Машины

Наиболее вибронагруженные направления

Частоты характерных пиков (Гц)

Автомобили

Вертикальное и поперечное

2;4

Автосамосвалы М-200, НД-1200

Продольное и поперечное

Вертикальное

0,12…0,13

1,75;2,5…3;4;5;5,6

Бульдозеры

Все направления равномерно

0,12;4…5

Станки шарошечного бурения СБШ

Вертикальное и поперечное

1,1;4;18

Экскаваторы ЭКГ-4,6Б

вертикальное

4;20

Экскаваторы ЭКГ-8И

поперечное

8

 

Во многом влияние вибрации на человека зависит от ее спектрального состава. Известны области частот, в которых уровни вибрации могут сказываться на выполнении производственных операций. Так частота 4…5 Гц является резонансной областью для человека, работающего стоя, 11 Гц – сидя. Частоты вибрации, соответствующие наиболее часто непосредственно наблюдаемым вредным явлением приведены в табл.2. Интенсивность вибрации, вызывающей отмеченные явления, зависит от структуры объекта, его массы, продолжительности воздействия.

1 2 3
Общее время работы: 11.070013046265 мс
Использование памяти: 658 КБ