Исследование средств и методов виброзащиты операторов карьерных машин от низкочастотных воздействий
Исследование средств и методов виброзащиты операторов карЬерных машин от низкочастотных воздействий
Нелегкий труд оператора-водителя мобильных машин и оборудования сопровождается вибрацией, снижающей производительность и приводящей к профзаболеваниям. Общая вибрация, как результат механического воздействия человека с внешней средой, является на протяжении всей биологической эволюции важным экологическим фактором. Формирование физиологических и патологических сдвигов со стороны различных систем организма, частота и степень выражения этих нарушений зависят от эргономических данных рабочего места и особенностей человека.
В процессе работы карьерных экскаваторов и буровых станков машинисты подвергаются интенсивным вибрационным воздействиям. Вибрации возникают как от взаимодействия рабочих органов машины со средой, так и от внутренних процессов возбуждения вибраций, сопровождающих работу агрегатов и механизмов. В этих условиях у машинистов, длительное время работающих на карьерных экскаваторах и буровых станках, возникает вибрационная болезнь, ведущая к потере трудоспособности и инвалидности.
Исследования [1] показали, что к профессиям очень высокого риска относятся водители большегрузных автомобилей; к профессиям высокого риска – машинисты конвейеров обогатительного производства, к профессиям умеренного риска - машинисты конвейеров окомкования.
При анализе заболеваемости рабочих установлено, что группам риска по стажу работы у машинистов буровых установок являются стажевые группы от 5 до 20 лет, у машинистов экскаваторов- 11-20 лет, у водителей большегрузных автомобилей от 1 до 10 лет.
Снижение уровня вибрации рабочих мест и улучшение их эргономических характеристик позволит решить одну из важнейших проблем улучшения условий труда и сохранения здоровья рабочих. Уровень и частотный спектр вибрации на рабочем месте водителя зависит от профиля дороги, скорости движения, уровня вибрации двигателя, подвески шасси и кабины и, наконец, сиденья водителя. Так, например, уровни вибрации сидений машинистов экскаваторов ЭКГ-8И, ЭКГ-4, 6Б в карьере Лебединского горно-обогатительного комбината (г. Губкин, Белгородской обл.) превышает допустимые на 2…10 дБ в диапазоне частот 2…16 Гц. Спектральные характеристики входных возбуждений рабочих мест операторов показывают, что колебательная энергия карьерных машин сосредоточена на нижнем краю частотного диапазона и имеет характерные пики (табл.1)
Таблица 1. Анализ спектральных характеристик входных возбуждений рабочих мест операторов карьерных машин в карьере Лебединского ГОКа
Машины | Наиболее вибронагруженные направления | Частоты характерных пиков (Гц) |
Автомобили | Вертикальное и поперечное | 2;4 |
Автосамосвалы М-200, НД-1200 | Продольное и поперечное Вертикальное | 0,12…0,13 1,75;2,5…3;4;5;5,6 |
Бульдозеры | Все направления равномерно | 0,12;4…5 |
Станки шарошечного бурения СБШ | Вертикальное и поперечное | 1,1;4;18 |
Экскаваторы ЭКГ-4,6Б | вертикальное | 4;20 |
Экскаваторы ЭКГ-8И | поперечное | 8 |
Во многом влияние вибрации на человека зависит от ее спектрального состава. Известны области частот, в которых уровни вибрации могут сказываться на выполнении производственных операций. Так частота 4…5 Гц является резонансной областью для человека, работающего стоя, 11 Гц – сидя. Частоты вибрации, соответствующие наиболее часто непосредственно наблюдаемым вредным явлением приведены в табл.2. Интенсивность вибрации, вызывающей отмеченные явления, зависит от структуры объекта, его массы, продолжительности воздействия.