|
Материалы

Римские растворы


 

Унаследовав строительный опыт греков, этрусков и их предшественников, римляне в связи с массовым строительством из обожженного кирпича и бетона поставили на небывалую ранее высоту технику производства и применения извести и придали грандиозный размах ее использованию. Вынужденные возводить самые разнообразные по назначению и условиям эксплуатации сооружения на местной жирной воздушной извести, римляне широко использовали естественные и искусственные гидравлические добавки для придания высокой прочности и гидравличности растворам и бетонам на этой извести. На некоторых завоеванных территориях римские строители применяли в гидротехнических сооружениях и местную гидравлическую известь, иногда без имевшихся там же добавок.

Римские правила составления и приготовления растворов и бетонов с учетом местных исходных материалов и условий службы сооружений получили повсеместное распространение и находят отражение в современных нормативах. Вклад римлян в развитие техники производства и применения вяжущих растворов и бетонов трудно переоценить.

Ф. Мюллер-Шелд занимался исследованием и реконструкцией римских многослойных стенных штукатурок Рима, Помпей и Геркуланума, служивших грунтом для так называемой помпейской стенной живописи. Изученные им штукатурки состоят из трех слоев, изготовленных на высококачественной (97% окиси кальции) воздушной извести и различных заполнителях. Нижний, наиболее толстый слой – темный, коричнево-серый раствор, который, судя по данным изучения семи образцов штукатурок, имеет исходный состав 1:1,8, тщательно обработан и не содержит известковых гнезд. Заполнители его состоят из кварцевого песка (15–20%), кирпичной муки (20–25%) и обломков вулканических пород (55–65%), (расчет произведен под микроскопом по обмеру тонких шлифов). Более 50% зерен заполнителей по величине зерен приходится на фракцию 0,5 – 1,5 мм.

Верхний светлый слой по данным микроскопического изучения представляет собой очень жирный раствор исходного состава 1:1 с заполнителями из кристаллического карбоната кальция в форме кальцита или мрамора, измельченного до величины зерен преимущественно в 1,2–2 мм и более. Отвердевшая штукатурка этого слоя состоит на 96–97% из карбоната кальция. Промежуточный, выравнивающий слой, толщиной обычно не более 2 мм, сходен с верхним слоем «мраморной штукатурки», но содержит более крупный заполнитель.

В противоположность современной практике последовательного уменьшения размеров зерен заполнителя от стены к поверхности штукатурки римляне придерживались правила: среднее – крупное – мелкое зерно. Наиболее мелкий заполнитель предусматривался в последнем, поверхностном, очень тонком слое штукатурки. Верхние слои исследованных штукатурок отличаются необычайной прочностью, которую можно приблизительно определить в цифрах в результате реконструкции (т.е. приготовления и испытания) растворов подобного состава.

Кирпичная мука в нижнем слое штукатурки имеет значение не только гидравлической добавки (как и пуццолана), взаимодействующей с известью. Она, особенно более крупные ее зерна, поглощает и затем медленно отдает воду для дальнейшего твердения раствора. Медленное схватывание и твердение толстого нижнего слоя штукатурки задерживает высыхание стены и обеспечивает время, достаточное для нанесения верхнего слоя и росписи. Римляне почти всегда применяли одинаковое количество кирпичной муки и кирпичного боя. Многослойные штукатурки различного состава с применением карбонатных заполнителей и цемянки – вполне целесообразны и теперь. Многослойные штукатурки римляне применяли и в стенных мозаичных работах, но в исследуемых случаях нижний слой подготовки под мозаику оказался с более крупными кусками кирпича.

Уоллес исследовал четыре раствора из римских сооружений различного назначения IIV вв. н. э. Первый раствор из виллы Адриана в Тиволи, вблизи Рима (114–138 гг.) темновато-серого цвета. Второй – внутренняя штукатурка стены в кампанском Геркулануме – красного оттенка со следами с одной стороны действия горячей вулканической грязи. Третий образец из крыши латинских (племя) гробниц близ Рима, бледного красно-коричневого цвета. Четвертый раствор – из мозаики пола терм Каракаллы в Риме (IIIIV вв.). Все растворы тверды и плотны, с заметным содержанием связанной в соединениях кремнекислоты. В отличие от финикийских и греческих – чаще всего известково-песчаных растворов, они изготовлены на смеси обожженной извести не с песком, а с пуццоланой.

1 2 3
Общее время работы: 15.554904937744 мс
Использование памяти: 658 КБ