|
Материалы

Управление технологическими процессами с помощью статистических методов


Контрольные карты (КК) являются наиболее распространенными среди данных семи простых методов контроля качества [5].

Первоначальные контрольные карты, предложенные в 1924 г. известным американским статистиком У.А.Шухартом – сотрудником телефонной лаборатории Белла, были предназначены для контроля и оперативного управления производственным процессом. В настоящее время они находят применение так же в сфере обслуживания, административного управления и в управлении многими процессами, распределенными во времени или пространстве.

С помощью контрольных карт изучают возможности производственных процессов, производят их оценку.

При надлежащем использовании КК могут:

1 Использоваться операторами текущего управления процессом;

2 Помочь процессу работать устойчиво, предсказуемо, обеспечивая качество и минимальные затраты;

3 Позволить процессу достичь:

         повышения качества,

         снижение себестоимости единицы продукции,

         повышенной эффективной производительности;

4 Предоставить общий язык для обсуждения возможности процесса;

5 Отделить особые причины изменчивости от обычных, направляя локальные действия или действия над системой.

Рассмотрим логику У.Шухарта. Начнем с одной выборки. Допустим, что наш процесс стабилен, и мы берем с выхода выборку небольшого объема n, равную 10-30 единицам. Выход ТП следует представлять в виде распределения, предположим, нормального, и если оно стабильно, то Правда, по этой выборке мы не сможем точно определить и , но можем сделать их оценки:

Тогда принимая эти оценки за истинные значения параметров и , мы можем построить интервал с нижней и верхней контрольными границами (рис. 1).

Рисунок 1 – Правило

Итак, У.Шухарт предложил:

         установить интервал как зону естественного разброса процесса, который порождается множеством относительно мелких, внутренних, присущих самому процессу (обычных) причин;

         считать (и это наиболее вероятно), что выбросы точек за пределы интервала не являются естественными; их следует считать особыми точками, а причины, их порождающие, – «внешними» для процесса (особыми).

Задача специалистов (технологов, работников службы качества и др.) – понять и найти такие особые причины, которые дестабилизируют конкретный ТП.

Рассмотрим ту же логику У.Шухарта, но проведем анализ проведения ТП по многим выборкам. Прежде всего, заметим, что следить за поведением ТП лучше всего по «мгновенным» выборкам. Это выборки, которые берутся за такие относительно короткие интервалы времени, что можно быть уверенным: свойства процесса за это время не изменяются, для этого нет видимых причин [6].

Суть идеи У.Шухарта для анализа процесса по нескольким выборкам проста:

1 2 3
Общее время работы: 16.687870025635 мс
Использование памяти: 658 КБ