|
Материалы

Аспекты реформы образования в РФ


Образование играет огромную роль в развитии страны, общества, в улучшении уровня и качества жизни граждан, в повышении конкурентоспособности государства на мировом уровне.

В российской системе образования происходят серьезные изменения в следующих направлениях: введение платного образования всех видов, повышение качества образования, увеличение финансирования, переход на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратура и др.

Сама реформа состоит из двух основных частей. Первая, видимая и понимаемая всеми правильно – постепенное ведение платного образования всех видов, в том числе и среднего, что сделает его в конечном итоге недоступным для основной массы населения.

Вторая часть, менее заметная но, пожалуй, еще более страшная, опасная для будущего страны и всего населения России – искусственная деградация российского образования как такового. Основные составляющие этой части реформы – снижение объема получаемого образования (через «оптимизацию», то есть уменьшение количества ВУЗов) и качества образования (через «деление» среднего и высшего образования на части, которые потом переводятся на платную основу).

Фактически это разрушает традиционную для России со времен Петра Великого систему образования, когда главным заказчиком и потребителем образованных кадров было государство. Именно оно заботилось о том, чтобы образованных специалистов в державе было как можно больше. Результатом было наличие достаточного количества подготовленных кадров для развития промышленности и науки, а качество подготовки самих специалистов всегда было более высоким. Но самое главное: каждый, кто имел желание и способности, мог получить образование и двигаться дальше по жизни, развиваясь, поднимаясь по служебной лестнице, повышая свое качество жизни и обеспечивая экономику качественной работой.

Для того чтобы сегодня исправить ситуацию в стране к лучшему, чтобы перейти к экономике высокотехнологичной промышленности и опережающего развития, необходимо наращивать темпы подготовки высокообразованных специалистов с одновременным улучшением качества образования. Нынешнее время показывает: без высокого хай-тека государство не сможет существовать. А хай-тек не возможен без высочайшего уровня образования. Собственно, и чрезвычайно высокий уровень российского образования является для этого явно недостаточным. Его следовало наращивать – а не снижать.

Целенаправленное снижении качества и количества образования будет иметь результатом ускоренную деградацию отечественной науки и промышленности, снижение качества человеческого материала, резкое повышение уровня бедности, преступности, социального расслоения (т. е. усиление социальной напряженности, чреватой острейшими внутренними конфликтами). Следствием будет продолжающееся снижение качества и продолжительности жизни, численности населения (и невозможность удержать российские территории – тем более что снижение научно-промышленного потенциала неминуемо ведет к снижению обороноспособности страны).

В нашей стране выпускается сегодня огромное количество специалистов, которые немедленно после выпуска уезжают работать по специальности в США и Европу. Значит, они там востребованы, а у нас нет? То есть «там» государство проводит программы развития науки и промышленности, для которых требуются образованные специалисты, а у нас государство этого не делает…

Образование двух уровней – «бакалавриат» и «магистратура» имеет множество еще не решенных проблем. В развитых странах именно уровень полного высшего образования, безо всяких урезаний, является сегодня массовым и очень ценится.

И главное: заказчиком высшего образования должно выступать государство. Никакой «бизнес» не справится с задачей развития страны, если этим не будет заниматься само государство (собственно, ради этого люди и выбирают «власть»). Задача государства и власти – не в урезании образования, а в создании условий для развития проектов, которые будут потреблять высокообразованных специалистов и укреплять страну.

1 2
Общее время работы: 9.2999935150146 мс
Использование памяти: 658 КБ