Материалы

Человеческий капитал: формирование и оценка


Профессионализм – это особое свойство людей систематически и эффективно выполнять сложные трудовые функции с заданными показателями качества. В понятии «профессионализм» отражается такой уровень выполнения работы, который соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и накопления опыта работы, а может лишь «числиться» профессионалом.

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю, человека-профессионала надо рассматривать как многоуровневую систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные многообразные внутренние. Профессионализм – это не просто некий высокий уровень знаний, умений и результатов деятельности человека в данной области, он означает определенную системную организацию его сознания, психики.

Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда. Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.

Очевидная взаимосвязь между уровнем профессионализма персонала и результативностью работы предприятия заставляет руководителей уделять все больше внимания повышению квалификации своих сотрудников.

При этом работодатели хотят получить подтверждение прибыльности таких вложений; естественным является и желание увеличить отдачу от них. Таким образом, возникает проблема оценки эффективности процесса повышения квалификации персонала.

К сожалению, отсутствует единая научно обоснованная система показателей, Позволяющих оценить качество повышения квалификации специалистов. Чаще всего этот параметр подменяют другим – качеством функционирования всей системы обучения. Одним из наиболее результативных методов оценки возврата инвестиций в обучение является модель ROI Филлипса, которая включает пять уровней.

При построении системы обучения персонала основной расчет должен делаться на формирование специалистов с высоким профессиональным уровнем. В связи с этим обучение в значительной мере приобретает инструментальный характер, направленный на ликвидацию дефицита знаний и навыков. Вместе с этим эффективность реализации программы глубоких изменений напрямую связана с успешным развитием персонала и, как следствие, с формированием устойчивой мотивации специалистов к непрерывному обучению. Для непрерывного повышения квалификации персонала в организации может быть создан учебно-аналитический центр, объединяющий комплекс программно-технических, интеллектуальные и информационные ресурсы организации. Это позволит готовить специалистов любого профиля с учетом изменений происходящих на рынке.

Поскольку проблема человеческого капитала многогранна и значима, затрагивает интересы, как ученых, так и практиков, находится на стыке многих дисциплин, требуется объединение усилий, как экономистов, так и политологов, демографов, менеджеров и предпринимателей, а также государственных органов и общественных организаций по разработке цельной концепции воспроизводства созидательных качеств человека, всего населения в условиях наступившего XXI в. Только при таком комплексном и заинтересованном подходе можно будет добиться успеха. Это задача завтрашнего дня, но, как известно, если завтрашний день не начать сегодня, он никогда не начнется.

 

 

1 2 3
Общее время работы: 9.5911026000977 мс
Использование памяти: 658 КБ