Архитектура города Белгорода как объект историко-культурного исследования
Необходимо отметить сооружения, являющиеся, без сомнения памятниками архитектуры. Среди них- гостиница Вейенбаума и дом Селиванова, здание Учительского института, мужской и женской гимназий, особняк купца Гольцова, Преображенский собор, Собор святого Иосафа, Покровская церковь, Смоленский собор, гостиница "Европейская", здание усадьбы купчихи Курбатовой, жилой дом купца Мачурина.
Кроме того, Смоленский собор и дом Селиванова являются памятниками архитектуры федерального значения. О них мне бы хотелось рассказать немножко поподробнее.
Шел октябрь 1703 года. У ворот Белгорода несла охрану ночная стража. В полночь среди глубокой тьмы часовой Мефодий Иванов был поражен необыкновенным зрелищем — на городских воротах от размещенного там образа Смоленской Божией Матери блеснул свет, наподобие солнечного. От света сама собою зажглась явившаяся свеча. Три раза Иванов тушил свечу, и она снова загоралась...
На протяжении Х1Х века собор претерпел значительные изменения. В годы Великой Отечественной войны он был частично разрушен. В 1958 и 1974 годах властями предпринимались попытки снести собор, но к счастью, это злодеяние не осуществилось. В конце 80 – х годов начались работы по реконструкции собора под органный зал, но вскоре здание было передано епархии. 23 декабря 1994 года был освящен нижний храм архиепископом Курским и Рыльским Ювеналием, верхний храм освящен 11 июля 1996 года Иоанном, епископом Белгородским и Старооскольским.
Еще в начале XX века собор торжественно возвышался над окружающей застройкой. Роль его была подчеркнута в градостроительной среде планировкой квартала и масштабом застройки. Собор имел подходы с четырех сторон, территория его была огорожена каменным забором с металлическими решетками. В середине XX века новая застройка квартала начала теснить собор с трех сторон. Незастроенная часть перед южным фасадом ныне представляет собой парадную площадь.
Смоленский собор — редкий для региона тип двухэтажного храма. В построении объемов и архитектурной пластике фасадов использованы декоративные приемы русской архитектуры конца XVII века. Тип здания — «восьмерик на четверике». Храм верхнего яруса двухсветный. Одночастная, полукруглая апсида, поднятая на два этажа, завершается световым восьмигранником с главкой на глухом восьмерике. Восьмигранная колокольня поставлена на двухэтажный четверик притвора, равный по ширине храму.
Сложная многообъемная композиция с мощным четвериком храма, создающим главную вертикальную ось собора, производит монументальное впечатление.