Материалы

Архитектура города Белгорода как объект историко-культурного исследования


Необходимо отметить сооружения, являющиеся, без сомнения памятниками архитектуры. Среди них- гостиница Вейенбаума и дом Селиванова, здание Учительского института, мужской и женской гимназий, особняк купца Гольцова, Преображенский собор, Собор святого Иосафа, Покровская церковь, Смоленский собор, гостиница "Европейская", здание усадьбы купчихи Курбатовой, жилой дом купца Мачурина.

Кроме того, Смоленский собор и дом Селиванова являются памятниками архитектуры федерального значения. О них мне бы хотелось рассказать немножко поподробнее.

Шел октябрь 1703 года. У ворот Белгорода несла охрану ночная стража. В полночь среди глубо­кой тьмы часовой Мефодий Иванов был поражен необыкновенным зрелищем — на городских воротах от размещенного там образа Смоленской Божией Матери блеснул свет, наподобие солнечного. От света сама собою зажглась явившаяся свеча. Три раза Иванов тушил свечу, и она снова загоралась...

На протяжении Х1Х века собор претерпел значительные изменения. В годы Великой Отечественной войны он был частично разрушен. В 1958 и 1974 годах властями предпринимались попытки снести собор, но к счастью, это злодеяние не осуществилось. В конце 80 – х годов начались работы по реконструкции собора под органный зал, но вскоре здание было передано епархии. 23 декабря 1994 года был освящен нижний храм архиепископом Курским и Рыльским Ювеналием, верхний храм освящен 11 июля 1996 года Иоанном, епископом Белгородским и Старооскольским.

Еще в начале XX века собор торжест­венно возвышался над окружающей за­стройкой. Роль его была подчеркнута в градостроительной среде планировкой квартала и масштабом застройки. Собор имел подходы с четырех сторон, терри­тория его была огорожена каменным за­бором с металлическими решетками. В середине XX века новая застройка квар­тала начала теснить собор с трех сторон. Незастроенная часть перед южным фа­садом ныне представляет собой парад­ную площадь.

Смоленский собор — редкий для ре­гиона тип двухэтажного храма. В пост­роении объемов и архитектурной плас­тике фасадов использованы декоратив­ные приемы русской архитектуры кон­ца XVII века. Тип здания — «восьмерик на четверике». Храм верхнего яруса двухсветный. Одночастная, полукруг­лая апсида, поднятая на два этажа, за­вершается световым восьмигранником с главкой на глухом восьмерике. Восьми­гранная колокольня поставлена на дву­хэтажный четверик притвора, равный по ширине храму.

Сложная многообъемная компози­ция с мощным четвериком храма, со­здающим главную вертикальную ось собора, производит монументальное впечатление.

1 2 3 4
Общее время работы: 10.051012039185 мс
Использование памяти: 658 КБ