Архитектура города Белгорода как объект историко-культурного исследования
История развития белгородской архитектуры в последнее десятилетие неоднократно становилась одной из основных краеведческих тем. Наиболее пристально и подробно затрагивались вопросы становления храмового православного зодчества. Но что касается гражданского строительства, то информация о нем ограничивается скупыми заметками в нескольких сборниках и путеводителях по Белгороду. В то же время, архитектура Белгорода, как провинциального культурного центра, определяется уживаемостью культовых и гражданских построек. Поскольку именно она является наиболее подробным отражением особенностей той или иной эпохи как в социокультурном, так и в экономическом аспектах.
Сразу же необходимо акцентировать внимание в следующем русле: представление о развитии гражданского строительства ограничивается хронологическим диапазоном начало XIX — начало XX веков, поскольку сохранившиеся и запечатленные в фотодокументах памятники относятся именно к этому времени. И еще. Шедевров в Белгороде не было и пока нет... Но это обстоятельство вовсе не умаляет ценности и цельности архитектурного ансамбля города в XIX столетии. Достаточно поискать аналогии и убедиться в том, что такие города Российской империи, как Елец, Томск, Тобольск, Таганрог и многие другие губернские и уездные центры, обладали удивительным обаянием, кроющимся в соразмерности строений и сущности психологии и физиологии человека.
Сегодня заезжий путешественник, прогулявшись по незнакомому для себя Белгороду, даст ему, как говорится, «на глаз» лет 40-50. И лишь опытный взгляд сумеет выхватить из груды унылых хрущевок и «чудес из стекла и бетона» эпохи 1970-х чудом уцелевшие монументальные храмы и редкие образцы гражданской застройки XIX века, знакомство с которыми не только дает материал для формального анализа, но и повод для серьезных размышлений.