|
Материалы

Риск возникновения дорожно-транспортных происшествий


Транспортные процессы относят к экологически опасным, то есть таким, которые приводят к загрязнению экосистем в целом и наносят экологический ущерб ее составляющим. По продолжительности периода негативного воздействия транспорта на здоровье населения и природные комплексы различают два вида экологической опасности:

1. Постоянно присутствующая опасность. Является следствием функционирования транспортного комплекса, проявляется в загрязнении атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова и шуме вдоль транспортных магистралей.

2. Краткосрочная экологическая опасность. Возникает при аварийных ситуациях.

Экологическая опасность напрямую связана с уровнем экологического риска. Концепция экологического риска базируется на утверждении: экологическую опасность можно уменьшить, но не устранить. В этой связи возникает задача определения риска для человека и окружающей природной среды. Процесс принятия решения в условиях риска состоит из трех этапов:

1.      Оценка риска. Основной результат этого этапа – получение количественных значений его последствий, например, заболеваемость или смертность.

2.      Анализ рисков. Цель этапа – сравнение количественных величин рисков при разных вариантах

3.      Управление риском. Предусматривает перевод аналитического результата в организационно-технические решения. Цель управления – определить очередность решения проблем риска и найти средства повышения безопасности.

Применительно к автомобильному транспорту (АТ) оценка риска включает определение ближних и отдаленных во времени последствий для населения и других компонентов экосистем от систематических выбросов загрязняющих веществ при нормальном функционировании транспорта, а также в случаях аварий и дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Транспортные аварии и катастрофы приводят к экономическим потерям для общества.

К прямым потерям относятся потери транспортных предприятий на ликвидацию последствий аварии, в том числе ремонт и восстановление подвижного состава, затраты органов транспортной инспекции и юридических органов на расследовании дел о транспортных происшествиях, медицинских учреждений на лечение потерпевших и т.д. Косвенными потерями являются потери общества в связи с утратой трудоспособности (временной или полной) работника, социально-моральные и т.д.

Сведения о характеристиках рисков как основных показателей опасности позволяют оценить потенциальное воздействие опасности на жизнедеятельность человека. В общем случае риск для человека (R) рассчитывается как отношение количества свершившихся событий с негативными последствиями (n) к максимально возможному их количеству (N), на которое могут распространиться негативные последствия, за конкретный временной период по формуле:

R = n / N (1)

Формула (1) позволяет рассчитать величину общего и группового риска. При оценке общего риска величина N обозначает максимальное количество всех событий, а при оценке группового риска - максимальное количество событий в конкретной группе, выбранной из их общего количества по определенному признаку. В частности, в группу могут входить люди по принадлежности к одной профессии, полу, возрасту; группу может составлять также подвижной состав одного типа; один класс субъектов хозяйственной деятельности и т.д.

Характерным примером определения общего риска служит расчет численного значения общего риска гибели человека в ДТП. Согласно статистическим данным, ежегодно в России в результате ДТП погибает примерно 35 000 человек, то есть n=3,5 10 4чел. Риску попасть в ДТП подвергается практически все население страны, т.е. N=1,5 10 8чел. Отсюда определяется численное значение общего риска:

1 2 3
Общее время работы: 17.297983169556 мс
Использование памяти: 658 КБ