Прогнозирование поступления в атмосферу основных загрязняющих веществ от автотранспорта
Для более полной оценки воздействия АТС на ОС обратимся к анализу данных о поступлении в атмосферу свинца и его соединений. Математическая модель прогнозирования выбросов свинца и его соединений имеет вид:.
По г.Пензе: ;
По Пензенской области: .
Рис.2. Прогнозирование выбросов свинца и его соединений в
атмосферу по Пензе и Пензенской области
Согласно прогнозу, с 2006г. по 2011г. по области ожидается снижение поступления свинца и его соединений в ОС (рис.2), что обусловлено увеличением использования малотоннажных грузовых автомобилей (типа «Газель», «Бычок» и др.), работающих на газовом топливе. В настоящее время доля таких автомобилей в составе грузового транспорта составляет около 50%.
Следует отметить и другие факторы, положительно влияющие не только на снижение загрязнения атмосферы и шумового воздействия на население АТ. Это, в первую очередь, всевозрастающая доля автомобилей зарубежного производства, имеющих лучшие экологические показатели, в составе российского автопарка. Уже сейчас доля иномарок, отвечающих современным экологическим требованиям, составляет более 20%, а в транспортных потоках на основных магистралях – 40-50%. Сотни тысяч эксплуатируемых автомобилей соответствуют требованиям не только EURO-1 или EURO-2, но и EURO-3. Однако продолжается выпуск двигателей, соответствующих EURO-0 и работающих на бензине А-76. Производство и применение неэтилированных бензинов позволяет осуществлять надежную эксплуатацию автомобилей, оснащенных каталитическими нейтрализаторами ОГ. Содержание токсичных компонентов при этом снижается на порядок.
АТ, включая всю инфраструктуру, является источником поступления бензина и несгоревших УВ в ОС, которые содержатся в ОГ при неполном сгорании топлива. Математическая модель, описывающая поступление бензина в ОС по Пензенской области представлена в виде функции . После обработки данных математическая модель приобретает вид:
По Пензе:, после подсчета коэффициентов: . На рис.3 представлена графическая интерпретация моделей:
Рис.3. Прогнозирование выбросов бензина и несгоревших углеводородов в атмосферу по Пензе и Пензенской области
Прогноз поступления бензина и несгоревших УВ в ОС на период 2006-2011г. г. (рис.3) еще раз подтверждает эффективность внедрения природоохранных мероприятий на предприятиях АТК (как пример АЗС «Лукойл»), повышения их эксплуатационных и качественных характеристик, в первую очередь это касается стационарных источников загрязнения, правомерность введением норм на содержание ароматических (в первую очередь бензола) и олефиновых УВ.
Одним из наиболее токсичных компонентов ОГ автомобилей являются NOX (оксиды азота). Динамика концентраций оксидов азота в атмосфере городской среды в течение суток взаимосвязана с интенсивностью солнечного излучения и движения транспорта. С повышением интенсивности автомобильного движения (с 6 до 8 часов утра) концентрации первичного загрязнителя - оксида азота (NO) заметно увеличиваются. Восход солнца влечет за собой накопление в атмосфере диоксида азота (NO2) вследствие фотохимического окисления оксида азота. Оксиды азота в свою очередь являются серьезными атмосферными загрязнителями в связи с их высокой токсичностью. Как известно, наибольшая ширина СЗЗ по загрязнению воздуха от АТ устанавливается в зависимости от количества оксидов азота. Поэтому данному компоненту суммарного загрязнения при проведении оценки воздействия на ОС уделяется повышенное внимание. Анализ статистических данных свидетельствует о значительном превышении его поступления в ОС.