Экономические аспекты управления персоналом. Управление затратами (СЭК)
4. Мы можем уменьшить расходы за счет снижения вариабельности, что автоматически ведет к повышению качества и эффективности.
Тагути вводит понятие функции потерь качества, или Quality Loss Function (QLF). Потери имеют место не только в случае выхода параметров продукции за пределы допуска, но и при его нахождении в пределах допуска в соответствии с квадратичным характером QLF.
L=k(y-T)2 ,
где L – функция потерь,
Y – оцениваемый параметр,
T – номинальное значение параметра,
k – коэффициент пропорциональности в экономических единицах затрат.
Функция потерь позволяет применять монитарный подход к оценке качества, который учитывает не только очевидные расходы типа затрат на утилизацию или переделку брака, но также возможный ущерб от ненадлежащего качества продукции в договоренной перспективе.
Внедрение программ учета, связанных с качеством не потребует дополнительных затрат, если в рамках существующей бухгалтерской системы добавить составляющие затрат. Нельзя их «размазывать» по разным статьям расходов, и закрепить эти данные за лицом, отвечающий за менеджмент качества, который составит точную картину распределения этих затрат. Закрепление ответственности за измерение затрат, связанных с качеством за соответствующим контролирующим специалистом должно способствовать выполнения следующих требований к программе учета затрат: должна быть подтверждена экономическая оправданность этой программы, затраты на сбор соответствующей информации находится в рамках разумных пределов, должна быть налажена эффективная командная работа между экономическими подразделениями и отделом качества.
Данные о затратах должны служить инструментом для обоснования действий, направленных на повышение качества, и для оценки их эффективности и для ранжирования затрат на существенные и несущественные. Постепенное сокращение существенных затрат, связанных с качеством, – вот единственное, что имеет ценность.
Система управления затратами, связанными с качеством может стать мощным инструментом управления предприятием в целом. Общая цена качества при этом будет указывать на имеющиеся возможности совершенствования и служить основой для измерения достижений в этой области.
Наиболее полное определение понятия «экономика качества» находится в стандарте ИСО 10014, в котором не только рассматривается требование сокращения затрат, но и задачи увеличения доходов предприятия и другие желаемые эффекты от повышения качества , что позволяет достигать совместимости экономики качества с принципами всеобщего управления на основе качества (TQM).
ИСО 9004-1: 1994 в момент написания содержал три модели, применяемые для описания затрат, связанных с качеством. В терминах, установленных стандартом, эти модели реализуют подходы, обоснованные на следующих оценках: оценка затрат, связанных с качеством; оценка затрат на процессы; оценка потерь от не надлежащего качества.
Оценка затрат на предупреждение дефектов и внешние потери от дефектов хорошо описана и подкреплена опытом практического применения.
Потери от не надлежащего качества (скрытые потери) могут быть оценены через поправочные коэффициенты к прямым затратам, связанным с качеством, через методы Тагути, основанных на функции QLF. Этот метод в некоторых случаях оказывается единственно доступным из-за отсутствия данных о величинах затрат, связанных с качеством. Иногда этот подход остается предпочтительным, даже при наличии таких данных. Для процессов, обеспечивающих низкий уровень дефектности, целесообразность дальнейшего совершенствования можно выявить только с учетом скрытых издержек. Поэтому у QLF появляется возможность тщательно выявлять результаты предлагаемых усовершенствований.
Подход, основанный на оценке затрат на процессы, использует такие понятия как цена соответствия и несоответствия.
«Цена соответствия (cost of conformance) – суммарные затраты на удовлетворение всех установленных и подразумеваемых требований потребителей при отсутствии дефектов.