Экономические аспекты управления персоналом. Управление затратами (СЭК)
На смену менеджменту качества на первый план сегодня стремительно выходит качество менеджмента. Происходит взаимное проникновение и взаимное обогащение всеобщего менеджмента на основе качества, управленческого учета и бережливого производства. В новых управленческих концепциях уделяется повышенное внимание проблеме затрат, связанных с качеством. Многие компании, заинтересованные в завоении ведущих позиций в конкурентной борьбе, ясно понимают, что кроме прилагаемых усилий по повышению качества продукции и созданию СМК надо учитывать важность экономики качества и внедрения систем управления затратами, связанными с качеством.
Понятия «экономика качества» (economics of quality) и «цена качества» (cost of quality) сегодня относятся к числу терминов, вызывающих неизбежные споры. Но все согласны, что через их оценки можно выявить и количественно измерить те полезные или вредные расходы, которые обусловлены реализацией СМК, и тем самым повышать эффективность управления качеством.
«Затраты, связанные с качеством, или цена качества, представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и возможной стоимостью, определенной при условии отсутствия предоставления услуг, не соответствующих стандарту, или возникновение дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после поставки продукции потребителю».
Затраты, связанные с качеством – это сумма следующих составляющих:
а) инвестиций, направленных на предупреждение несоответствия уровня качества продукции или услуг предъявляемым требованиям;
б) затрат на оценку соответствия товаров и услуг установленным требованиям;
в) дополнительных затрат, вызванных выявленными несоответствиями.
Поскольку любые лишние расходы, которых можно было бы избежать, приводят к снижению прибыли, становится очевидной значимость четкого определения величины затрат и издержек, связанных с качеством. «Скрытые потери от ненадлежащего качества в 3-4 раза превосходят измеренные». Для разрешения этой проблемы уже есть все, что нужно, а именно эффективное применение современных программ менеджмента и повышения качества, опирающихся на системы учета расходов и издержек, с ними связанных.
На практике это означает, что реальные издержки с качеством можно измерить, а затем сократить с помощью причинно-следственного анализа. Чем позднее по ходу процесса изготовления и поставок продукции и, соответственно, чем ближе к потребителю происходит выявление дефекта, тем дороже обходится его исправление. Система точных и надежных измерений и анализа затрат, связанных с качеством, позволяет выявлять потенциальные возможности для совершенствования качества и улучшения остальных показателей организации.
Поскольку каждый рубль, сэкономленный на затратах, связанных с качеством, положительно влияет на прибыль, крайне важно четко измерять не только затраты, но и стоимость последующих корректирующих действий. За счет минимизации затрат можно повысить эффективность работ по обеспечению качества.
Генити Тагути (Genichi Taguchi) изобрел собственную систему, сочетающую инженерные и статистические методы, нацеленную на быстрое повышение экономических показателей компании и качества продукции путем оптимизации конструкций изделий и процессов их изготовления. Эта методология получила название методов Тагути.
Философия качества по Тагути сводится к следующим базовым постулатам:
1. Мы не можем снизить расходы без воздействия на качество;
2. Мы не можем повысить качество, не увеличивая расходы;
3. Мы можем снизить расходы за счет повышения качества;