Мотивационный фактор как способ формирования профессиональных качеств с ростом интереса к занятиям физической культурой и спортом
Для определения, какими мотивами руководствуются занимающиеся: внешними или внутренними, нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжат занятия - это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы, причем занимающиеся должны быть уверены, что при свободе выбора их решения никто не будет ни поощрять, ни наказывать.
Внешняя мотивация, создается с помощью педагога, а затем для достижения эффективного результата она должна перерасти во внутреннюю мотивацию, когда занимающиеся не только активно включаются в процесс выполнения заданий, но сами при этом после окончания занятия не уходят домой, а задают вопросы, высказывают собственное мнение. В результате происходит становление интереса к занятиям физической культурой и спортом, а это своего рода особенность образа жизни, которая в итоге формирует у студента профессиональные навыки, такие как стремление к освоению новых знаний, желание в достижении лучшего результата и самодисциплина.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом. Занятия спортом - это одна из возможных ступеней процесса физического и духовного совершенствования человека.
На основе высокоразвитого интереса к занятиям физической культурой и спортом возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни. При этом следует помнить, что на ее основе могут возникать новые мотивы и интересы в зависимости от социально-бытовых, производственных условий, возраста человека и развития его личностных качеств. Так мотивация может способствовать возникновению у человека интереса к саморазвитию и самоорганизации не только своего рабочего дня, но и активного отдыха.
Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а, следовательно, не будет основы здорового образа жизни. Внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно легко овладеть в достаточном объеме, но и от многих биологических, физиологических, антропометрических (конституциональных), психологических и психомоторных особенностей человека, которых изменить никто не может: они определены генетической природой.
Таким образом, в последнее время мотивационный фактор стал приобретать все большее значение, поскольку, уделяя внимание индивидуальным особенностям занимающегося возможно подобрать такой комплекс упражнений, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это в дальнейшем порой даже не заметно для самого студента, способствует формированию его профессиональных качеств.
Поэтому мотивационный фактор является на данный момент наиважнейшим, что в свою очередь требует его дальнейшего изучения на основе наблюдений за физическими занятиями студентов. Эта проблема не может оставить равнодушными представителей физической культуры и спорта, которые в свою очередь направляют все усилия на изучение и определение вида мотивационного фактора, влияющего на заинтересованность студента к занятиям физической культурой и спортом, что в дальнейшем развивает у них помимо интереса к физическим занятиям чувство ответственности и самовоспитание. А это является столь важным для них с момента начала профессиональной деятельности, когда внутренние мотивы заставляют студентов самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.
Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость изучения мотивационного фактора на последующую заинтересованность студентов занятиями физической культурой и спортом, что в свою очередь является отправной точкой для формирования профессиональных качеств.