|
Материалы

Мотивационный фактор как способ формирования профессиональных качеств с ростом интереса к занятиям физической культурой и спортом


Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ С РОСТОМ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

 

Основным компонентом здорового образа жизни человека является его личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния. Иначе говоря, личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно - спортивной деятельности.

Естественно, когда человеку (студенту, производственному работнику, служащему) задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью. Физкультурно-спортивная практика уже давно изобрела виды двигательной деятельности (виды спорта, традиционные и нетрадиционные системы физических упражнений), в которых ставятся цели, задачи, определяются средства и методы их решения, фиксируются поэтапные результаты, вносятся соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс и т.д.

Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации рассматриваются в единстве.

Итак, цель работы, выявление мотивационного фактора, влияющего на формирование профессиональных качеств и характера занимающегося с ростом интереса к занятиям физической культурой и спортом. В связи с этим выделяют следующие задачи:

1.       изучение видов мотивации в зависимости от уровня становления интереса к занятиям физической культуры и спорта;

2.       возможность влияния на потребностно-мотивационную сферу занимающегося;

3.       формирование профессионального потенциала под влиянием мотивационного фактора.

Все начинается в дошкольных детских учреждениях и в школе. Здесь следует пояснить, что у самых младших представителей человеческого рода мотивация воспитывается и формируется на основе естественной потребности в движениях, новых впечатлениях, в новой информации, в общении.

Мотивацию следует различать как внутреннюю и внешнюю по отношению к ребенку, школьнику, студенту и к человеку вообще. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у него вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по группе (классу) во время этих занятий.

Вместе с тем как чрезмерно трудные, так и чрезмерно легкие режимы внешней мотивации дают противоположный эффект: внутренняя мотивация и интерес не формируются; в первом случае возникают эмоции тревожности, неуверенности в себе, во втором - эмоции скуки и равнодушия. Это признается как нарушение экологического равновесия.

Перечисленные концептуальные положения относятся к любому виду физкультурно-спортивной деятельности и их следует соблюдать в любой программе по физическому и физкультурному воспитанию молодежи. Однако внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Активная, целеустремленная деятельность занимающегося не может побуждаться только одними успехами или только одними неудачами. Все должно быть сбалансировано. Поэтому мотивация занятий физической культурой должна носить многоуровневый характер: от дальних перспектив в физическом совершенствовании до ближайших целей и задач, посильных для реализации в данный момент. Безусловно, цели и задачи должны быть индивидуальными, то есть личностно ориентированными.

1 2
Общее время работы: 10.102987289429 мс
Использование памяти: 660 КБ