|
Материалы

Определение уровня валеологических знаний старшеклассников Белгородской области


 

В настоящее время особенно актуальной становится потребность в формировании у школьников знаний о здоровом образе жизни, который является ведущим фактором здоровья человека. Во многих регионах России, в том числе и в Белгородской области, в ряде школ обучают учащихся культуре здоровья. В этой связи возникает проблема в разработке соответствующей технологии обучения, в частности, такого ее компонента, как оценка знаний учащихся.

С целью определения исходного уровня валеологических знаний старшеклассников, разработки тестовой методики оценки знаний учащихся в сфере культуры здоровья, в 2005 году нами было проведено исследование среди школьников 9-10-11 классов. В тестировании приняло участие 262 учащихся Новотаволжанской, Алексеевской № 4, Дубовской, Борисовской № 2 школ, Шебекинской гимназии.

Как свидетельствуют полученные данные, большинство школьников (205 человек) считают неграмотность населения в вопросах ЗОЖ очень серьезной проблемой, которая сказывается и на состоянии здоровья окружающих. Не случайно подавляющее большинство учащихся (254 опрошенных) считают, что в школе обязательно нужны уроки «здоровья». Однако с большинством учащихся, как отмечают 143 ученика, такие уроки проводят не педагоги, а родители, которые предоставляют информацию о ЗОЖ на обыденном уровне. В то же время существенную роль в информировании 83 учеников о ЗОЖ играют СМИ. Настораживает то обстоятельство, что школьники мало читают. 119 из них либо никогда, либо редко получают из литературы информацию о том, как сохранять и укреплять свое здоровье. В образовательных учреждениях с учащимися проводится определенная работа по формированию ценностей здоровья. Среди школьных работников такой деятельностью, в первую очередь во внеклассное время, занимаются учителя (по оценке 93 респондента), на втором месте – медики (79 респондента). Реже всего со школьниками, по словам 154 респондентов, по данной проблеме работают психологи. Можно предположить, что вследствие большой загруженности и малочисленности психологических служб у психологов просто не хватает на это времени. В то же время, в валеологических образовательных программах значительное место уделяется именно психологическим вопросам (проблемам общения, психосаморегуляции, психопрофилактике зависимых состояний, технике предотвращения конфликтов и выхода из них, способам противодействия манипуляции и групповому давлению и т.д.).

Один из блоков вопросов теста был направлен на выяснение понимания учащимися ключевых категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Как показал анализ, ни один школьник не смог ясно и полно раскрыть данные понятия. 68 школьников под здоровьем понимают «здоровое тело и дух», называя в обобщенном виде два компонента здоровья человека – телесный и духовный. 47 учащихся затруднились с ответом. Большинство школьников путают здоровье со здоровым образом жизни: «здоровье - это ЗОЖ», «занятия спортом», «жизнь без вредных привычек» и др. Основными же составляющими ЗОЖ школьники считают занятие спортом (129 респондентов), здоровое питание (107), 65 учащихся вообще не смогли ответить на поставленный вопрос. По мнению школьников, одной из главных составляющих ЗОЖ являются «правила рационального питания», главным из которых 73 ученика правильно считают 4-х разовое питание. Лишь 37 респондентов указывают на необходимость сбалансированного питания, важность употребления витаминов и других элементов.

Понятия «физиологической и психологической адаптации» вызвали затруднения в ответах учащихся. 161 школьник не знает, а остальные предлагали лишь объяснение этих понятий («психологическая адаптация длится дольше, чем физиологическая», «это адаптация тела и разума»), не давая полного и системного ответа на данный вопрос.

В условиях интенсификации образовательного процесса в школе знания учащимися основ научной организации умственного труда представляется крайне важным. Из ответов учащихся видно, что большинство из них понимают важность рациональной организации образовательного процесса в школе и режимных моментов жизнедеятельности старшеклассников. Например, на вопрос о необходимости придерживаться распорядка дня при подготовке к экзаменам 164 школьника считают необходимым соблюдать особый режим и лишь 28 учащихся придерживаются привычного распорядка.

1 2
Общее время работы: 9.9508762359619 мс
Использование памяти: 658 КБ