|
Материалы

Физиологческие основы режима дня


 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ДНЯ

 

В последние годы в литературе все чаще стали появляться данные о неблагоприятном состоянии нервной системы у детей и молодежи Украины. По данным разных авторов, 47 – 58 % студентов страдают нервно-психическими расстройствами. Основные причины - политическая, социальная, экономическая напряженность и нестабильность в государстве, конкуренция на рынке труда и угроза безработицы, низкий уровень жизни подавляющего большинства населения и связанная с этим необходимость студентов работать, причем часто в ущерб учебе. Информационная перегруженность, широкое распространение компьютеров, отсутствие элементарных знаний о режиме дня, гигиене труда занимают в этом перечне не последнее место.

Традиционно у студентов, как впрочем, и у взрослого населения, отсутствует чувство ответственности за свое здоровье перед семьей и государством. До сих пор существует стереотип мышления – «о моем здоровье должны заботиться в семье - родители, муж/жена, дети, в учебных заведениях - педагоги, на работе – начальники подразделений, в государстве – Президент и Правительство». А основными виновниками своих болезней почему-то все единодушно считают медиков. Но ведь это не так. За жизнь и здоровье человек должен бороться и, прежде всего, со своей ленью и неграмотностью. По словам всемирно известного академика-кардиолога Н.Амосова, человеку как и любому животному «присущ могучий рефлекс лени». Поэтому ты и только ты виноват в своих недомоганиях, болезнях и пороках. Твои болезни ложатся тяжелым бременем, прежде всего, на семью и государство. И не надо перекладывать ответственность на других. Надо приобрести и использовать элементарные знания о работе своего организма и восстановлении его функций. Надо знать и соблюдать основные законы природы. Только тогда будет здоровым человек, а значит общество, природа. Один из таких законов – закон о биологических ритмах. «Не подлежит никакому сомнению, что во всех проявлениях жизни господствует периодичность − природа в известном смысле есть сама периодичность, и всякая периодичность органической жизни есть лишь отзвук периодичности окружающей природы». А человек − живое существо природы.

На первый взгляд, самое простое правило профилактики нервных заболеваний – соблюдение физиологически обоснованного распорядка дня. Но его соблюдение требует волевых усилий, которых, как правило, не хватает. Распорядок дня с разумным чередованием труда и отдыха базируется на законе о биологических ритмах (Ю.Синаюк, 1999).

Биологические ритмические процессы жизнедеятельности свойственны всем живым организмам. Они протекают как на уровне клеток, так и на уровне отдельных органов, систем, всего организма, человека в целом. Особенно точными и совершенными являются ритм сокращения сердца, работа дыхательных органов, систем. Многие функции организма человека, в том числе и проявление физических способностей, подчиняются суточному ритму.

Организм человека, его внутренние системы и отдельные органы способны улавливать время суток, как будто в них заложены своеобразные биологические часы. Они при ритмичной биологической деятельности способствуют образованию в центральной нервной системе условных рефлексов на время. Фактор времени имеет большое значение для эффективности протекания биохимических процессов жизнедеятельности организма. Например, при ежедневном приеме пищи в одни и те же часы вырабатываются прочные условные рефлексы: в эти часы в полость пищеварительных органов интенсивно выделяются пищеварительные соки, обеспечивающие эффективное пищеварение. Если ежедневно, ритмично, в одни и те же часы суток выполняется умственная и физическая работа, то к этому времени нервная и другие системы организма готовятся заранее. Как следствие – повышается умственная и физическая работоспособность.

Цель работы - изучить использование общего биологического закона ритма в трудовой, учебной, спортивной, игровой и других областях практической деятельности человека.

Результаты. Суточные колебания ряда физиологических функций у человека установлены давно, причём вначале они были отмечены лечащими врачами, практика которых, свидетельствовала о закономерном характере этих колебаний. В процессе исследований были получены многочисленные факты, свидетельствующие о том, что все функции человека имеют колебательный характер, что суточные и сезонные изменения их параметров являются выражением общего биологического закона ритма. В монографии Б.С.Скляринского «Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе» (1983) приводятся следующие данные. Кривая, характеризующая продуктивность работы человека на протяжении суток свидетельствует, что падение продуктивности от момента послеобеденного подъёма продолжается вплоть до 3 часов утра, когда она достигает своего минимума. В это время организм находится в таком состоянии, что в одинаковой степени кажется неприспособленным для выполнения как умственной, так и тяжёлой физической работы (Г.Леман, 1967).

1 2 3
Общее время работы: 16.969919204712 мс
Использование памяти: 660 КБ